Этим летом владельцы квадрокоптеров получили не самые радостные вести. Пилотирование дронов подвергли жёсткому контролю, и привычное хобби столкнулось с массой бюрократических проволочек и противоречий. «Диалог» попытался разобраться с юридическими нюансами регистрации квадрокоптеров.
Первые попытки
Внимание государства к квадрокоптерам начало проявляться ещё в 2015 году. Тогда был принят федеральный закон №462, который вступил в силу 30.03.2016. Согласно этому документу, полёты любых беспилотных летательных аппаратов — или БПЛА (а это не только квадрокоптеры, но и авиамодели) — массой больше 250 граммов подлежали обязательному учёту. Подобные меры должны были способствовать снижению опасности, которую несут в себе дроны. Пилоты должны были пройти процедуру предварительного согласования. За разрешением следовало обращаться в Росавиацию. Но так как её представительства есть далеко не в каждом населённом пункте, в июле 2016 года новым федеральным законом (№291 от 03.07.2016) ограничения были сняты для всех устройств, кроме тех, что тяжелее 30 кг.
За короткий срок действия ограничений нескольких владельцев дронов успели обложить штрафом за несоблюдение правил. Так, в Челябинске в июне 2016-го владельца БПЛА оштрафовали на 3000 рублей за использование квадрокоптера для съёмки митинга.
Наказывались пилоты и после ослабления закона. И даже те, кто управлял лёгкими дронами. Чаще всего можно встретить формулировку «за нарушение правил воздушного пространства». Например, в мае 2017 административную ответственность за управление беспилотником понёс якутянин — штраф 4000 рублей; в июне в Новосибирске мужчина был оштрафован на 3000 рублей. Получалось, что людей штрафовали за нарушение правил регистрации, тогда как эти самые правила ещё не были приняты. Люди столкнулись с юридическим парадоксом: наказание есть, а путей соблюдения закона — нет.
Закон и реальность
В сообществе владельцев квадрокоптеров «ВКонтакте» один из пилотов из Татарстана рассказывает о своем опыте судебной волокиты: «Я в принципе даже сторонник регистрации, ибо мне казалось, что регистрация должна навести порядок в использовании летающих камер. Но в одночасье моё мнение обо всём этом поменялось. В июне за съёмку в городе меня задержала полиция. Два часа в ОП, дача объяснений — и всё, я свободен. Но вот буквально вчера я получил письмо от Ространснадзора с требованием явиться к ним для составления протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.4 КоАП».
«Сегодня был вживую в авианадзоре. Смотрели на меня с моими ходатайствами как на пришельца. Мне прислали протокол без подписи, поэтому, предварительно все сфотографировав, я ходатайствовал о выдаче нормальной копии и тут же о переносе. Перенесли. Ещё вчера получил письмо из ОП Ямашева. Судя по нему — полиция немного в шоке от моих запросов, и реальных оснований для доставления [в отделение] не было», — рассказывает владелец дрона.
На данный момент, по его словам, судебное производство по делу прекращено. Отмены он добился, подавая ходатайства о нарушении делопроизводства. Видимо, сейчас это единственный путь избежать наказания.
С 5 июля 2017 года вступили в силу новые поправки к Воздушному кодексу. Согласно им, беспилотники массой свыше 250 граммов снова подлежат регистрации, а пилотам следует получать лицензию. Тяжёлые БПЛА должны получить статус равный обычным воздушным судам. Для устройств массой меньше 30 кг порядок проще. Однако правила учёта летательных аппаратов, разработанные Минтрансом, до сих пор не вступили в силу. Согласно этому регламенту, каждому беспилотнику присвоят свой номер и специальную RTIF-метку, на которой будут записаны технические характеристики устройства и информация о владельце. Известно, что стоить устройство учёта будет 200-300 рублей. Также владелец должен будет получить удостоверение и сдать перед этим экзамен на управление квадрокоптером. После этого он получит регистрационный номер, который надо будет самостоятельно нанести на корпус устройства. Не допускать к управлению БПЛА предполагается судимых за терроризм и хулиганство, а также состоящих на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
Идентификационные номера дронам должно будет выдавать ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», но на сайте этого органа нет информации о процессе их получения. По телефону организации робот сообщает, что правила ещё не вступили в силу, а значит и поставить на учёт свой дрон пока невозможно. В то же время, существуют сайты с базами учета беспилотников: например, Федерации авиамодельного спорта и Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем, однако регистрация на этих ресурсах юридической силы не имеет.
Фактически получается, что за незарегистрированный дрон владелец должен нести ответственность, однако порядок регистрации до сих пор законодательно не закреплён — то есть возможности зарегистрировать летальный аппарат его хозяин не может. Получается, что до того момента как правила учёта коптеров будут приняты и вступят в силу, запускать квадрокоптеры на территории России в принципе запрещено.
Реакция владельцев
В Telegram-чате любителей квадрокоптеров мы задали вопрос, сталкивались ли владельцы со сложностями при регистрации дронов. В основном об этой мере пользователи отвечали со скепсисом. Чёткие правила до них не донесены, к тому же, они не видят смысла в попытках учёта квадрокоптеров. Многие признались, что летают без оглядки на закон, и не собираются что-либо менять.
Владельцы дронов и просто неравнодушные к нововведениям граждане в соцсетях негодуют: «Регистрация нужна, но не безопасности, а для того, чтобы не летали там, где не надо. Хотя мы знаем, что неадекватных людей тоже хватает. Ну не верю я, что законодатели думают о безопасности», — пишет один из пользователей профильной группы «ВКонтакте» Сергей.
«По сути запретили запускать модели самолётов, убили авиамодельный спорт. Что дальше запретят? — Вопрос времени. Уж больно бояться чинуши, что будут фотографировать сверху их замки и дома», — возмущается в этом же сообществе пользователь Михаил.
Среди владельцев также возникает много споров юридического характера. Ясности в правилах нет, многие просят разъяснить друг друга, как им быть со своими дронами.
Мы пообщались с владельцем дрона Александром Китченко и вместе с ним попробовали запустить беспилотник в петербургском парке. «Я приобрёл коптер в начале года для развлечения, хобби. Выбор пал на самую дешёвую модель, просто для тренировки. Не хотелось покупать дорогой навороченный аппарат, а потом утопить его, сломать или что-то ещё в этом роде. Коптер оказался очень удачным в плане функций, они были успешно мной опробованы. Запуски я проводил в немноголюдных местах, учитывая мой малый опыт», — рассказывает Александр.
По его словам, он уже отказывался от идеи купить дрон, но всё-таки решился на покупку. «Я уже отказывался от покупки: был слух о законе, о том, что он будет принят, что будут ограничения. И вот, уже после того, как я купил дрон, узнал, что закон всё-таки появился. Теперь стоит вопрос о том, нужны ли мне вообще эти запуски», — добавил он.
Александр считает, что это решение может если не убить рынок коптеров, то сильно снизить продажи и возможности людей, которые хотят обучаться пилотированию: «Мне уже не так хочется каждый день тренироваться. Не хочется летать и ожидать, что ко мне подойдёт представитель власти и скажет, что я что-то нарушаю, действую вне закона. Человек, который имеет злой умысел — его никакой закон не остановит. Пилотам, которые действуют без злых умыслов, все эти правила — лишь препятствия и ограничения».
Подготовил Егор Щербота / ИА «Диалог»