Работа над фильмом Алексея Германа «Довлатов» будет завершена примерно через месяц, и лента выйдет в широкий прокат в начале будущего года. Об этом, как передаёт корреспондент «Диалога», рассказал сам режиссёр в четверг, 31 августа.
«Та информация о сроках выхода фильма, которая уже циркулировала, не очень актуальна, так как я был вынужден остановиться на полтора месяца из-за семейных обстоятельств. Мы приступили к финальным работам – звуку, компьютерной графике, титрам – и в течение месяца их завершим. Выход фильма в прокат намечен на первую половину 2018 года, когда точно – пока неясно», — поведал Герман. В конце сентября фильм должен быть полностью завершён.
Сюжет фильма – не дословное переложение биографии Довлатова и не экранизация его произведений, добавил режиссёр. История, по его словам, выдумана, но в неё вкраплены высказывания и элементы из прозы писателя.
«Сам Довлатов – не идеально сценичный писатель: в какой-то мере он сам себя выдумал, а на самом деле он не был таким, как он себя описывал. Он рано вставал и очень много работал, много трудился над стилистикой, а расхожий образ обаятельного, много пьющего человека – не совсем настоящий», — указал Герман.
Действие происходит на протяжении одной недели в 1971 году – в Ленинграде, до того, как Довлатов переместился в Прибалтику, а затем – и за границу. Сюжетную канву Герман раскрывать не стал – отметив только, что в фильме важное место занимают попытки Сергея Донатовича опубликовать свои работы, а также его взаимоотношения с дочерью.
«Нам важно было совместить истории талантливых людей, которые из-за особенностей тогдашнего мироустройства не могли работать – и уехали – с историей эпохи. Это картина не только о Довлатове и не только о писателях, но и о художниках, об интеллигенции вообще. У нас ведь тогда была целая школа живописи, о которой все забыли – лишь изредка проходят какие-то выставки в Эрмитаже, но о них никто не знает… Самое начало 70-х – это то время, когда Довлатов ещё в городе, а Бродский (он также является одним из персонажей фильма – ИА «Диалог») ещё не уехал. Это отголоски того, что называли оттепелью (хотя мне казалось, что в Ленинграде её, в общем-то, не было – это больше московская история). Они были ещё молоды – мы-то больше знаем их бородатыми и усталыми», — добавил Герман.
Поскольку действие происходит в Ленинграде, то казалось бы, перед съёмочной группой не стоит такой уж сложной задачи: все довлатовские места – вот они. Однако на самом деле та же улица Рубинштейна совершенно непригодна для съёмок, поскольку превратилась в один сплошной ряд ресторанов. Сильно мешали при съёмках на улице и повсеместно распространённые стеклопакеты в окнах. Поэтому съёмочная группа была вынуждена буквально строить и квартиры для фильма – их создавали в расселённых домах, возводя стены и оклеивая их скопированными обоями советских времён – и интерьеры кафе (заведений, сохранивших облик того времени, в городе не осталось), и даже детские площадки в духе того времени.
«Тот город – это город другого цвета, другой гладкости стен… Всё иное – и фонари, и асфальт, и краска, которой покрывали дома. Улица Рубинштейна – вся в кабаках. Может, тем самым и сбылась мечта того поколения, и можно переходить из одного заведения в другое – но нельзя же теперь их все снести или загримировать! Пользуясь случаем, хочу поблагодарить городские власти и губернатора Георгия Полтавченко. Мы – картина небогатая, и город нам действительно помог», — отметил Герман.
«Прежде всего, особенность работы над этим фильмом – в том, что возник невероятно тёплый диалог с жителями Санкт-Петербурга. Они откликнулись на наш призыв и приносили вещи, элементы одежды тех времён. Более того – мы работали не только с вещами эпохи 70-х, но и с более ранними: мы пытались сделать то же, что делали тогда девушки, доставая из сундуков вещи своих мам и бабушек, и перешивая их на более современный им манер. Мы постарались с уважением отнестись к той эпохе», — отметила Елена Окопная, художник-постановщик и художник по костюмам.
Роль Довлатова исполняет сербский актёр Милан Марич (отсюда и необходимость дублировать его реплики). Его выбрали, как пояснил режиссёр, в силу как внешнего сходства с Довлатовым (оно, несомненно, имеется, если представить писателя без его знаменитой бороды – персонаж фильма гладко выбрит), так и таланта, и близкой к русской ментальности сербского народа. Как добавил Герман, подходящего исполнителя роли в России найти не удалось.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»