На заседании учёного совета в пятницу, 25 августа, руководство Пулковской обсерватории решило создать комиссию для ревизии астроклиматических условий, которые должны ограничивать хозяйственную деятельность в защитной зоне ГАО. Противники застройки этой территории опасаются, что таким образом может быть сделан шаг к ослаблению требований, которыми обставлен любой проект, реализуемый в трёхкилометровом радиусе вокруг научного учреждения.
«У нас до сих пор существует юридическая проблема защитной парковой зоны. На совещании у Алексея Медведева (первый заместитель руководителя Федерального агентства научных организаций – ИА «Диалог») в среду [23 августа] этот вопрос тоже всплывал, потому что мы за год получили очень много бумаг из правового управления ФАНО. Выяснилось, что мы по закону имеем право согласовывать строительство. Но устанавливать условия мы не имеем права, кто такое право имеет и кто обязан это делать – законом не определено. Здесь получился правовой вакуум. Понятно, что существуют разные коммерческие интересы и совершенно различные точки зрения, которые воздействуют на различные органы власти. Поэтому я обращаюсь с предложением – хотя бы определить (в первом приближении), чего бы мы хотели. Попытка привлечь юриста, который посмотрел бы все существующие документы и ответил на этот вопрос, не удалась – ему это непонятно, слишком уж много всего существует. Поэтому я предлагаю создать комиссию от учёного совета, которая рассмотрит, какие программы сейчас проводятся, и какие условия для их выполнения требуются», — заявил Назар Ихсанов, директор ГАО РАН.
При этом в изначально предложенном составе комиссии странным образом оказался только один человек (из девяти), имеющий отношение к астрометрии. Начальник отдела позиционной астрономии Александр Девяткин обратил на это внимание и предложил ввести в ряды комиссии двоих человек, непосредственно причастных к наблюдениям.
Напомним, что именно необходимость соблюдать астроклиматические условия является причиной, по которой астрономы выступают против крупного строительства в защитной парковой зоне (а государство с царских времён вводило запрет на такую деятельность). Любые крупные хозяйственные объекты, а уж тем более жилая застройка, несут с собой засветку, запыление и загрязнение атмосферы, которое негативно сказывается на условиях для наблюдений.
«Несмотря на просьбы городских депутатов (Максима Резника и Алексея Ковалёва – ИА «Диалог») не трогать астроклимат, астроклиматическую комиссию и регламенты – по крайней мере, до окончания судебных разбирательств – их решили изменить. В какую сторону – понятно, потому что изначально в комиссию пытались ввести только астрофизиков, которым наблюдения на фиг не нужны», — отметил источник «Диалога» в обсерватории.
Также отметим, что исполнявший обязанности директора ГАО до июля прошлого года Юрий Наговицын пытался разобраться в том, какие согласования успел выдать (часто – в нарушение закона) его предшественник, однако затем он проиграл выборы директора Ихсанову. Последний в октябре 2016 года согласовал возведение в непосредственной близости от обсерватории жилого комплекса «Планетоград», появление которого рискует резко ухудшить условия для наблюдений.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»