Site icon ИА «Диалог»

Режиссёр Михаил Тычинин: Спектакль «Дознание» страшен настолько, насколько его представит отдельный зритель

В Петербурге 20 июля открывается сайт-специфик фестиваль «Точка доступа». В его рамках в городе покажут спектакли в необычных локациях: в парках, на улицах, в квартире, на рынке, на Финляндском вокзале. Одним из значительных событий фестиваля станет спектакль «Дознание» режиссёра Михаила Тычинина, созданный в Хабаровском краевом театре юных зрителей. Одноимённая документальна пьеса немецкого писателя Петера Вайса, которая легла в основу постановки, считается одним из самых тяжёлых и жутких произведений о войне. В спектакле Тычинина текст «по ролям» читают сами зрители. На «Точке доступа» спектакль будут показывать 30 июля в 14:00 и 20:00, а также в 20:00 1,2 и 3 августа — в гараже парка «Взморье». «Диалог» поговорил с режиссёром о фестивале, непосредственном вовлечении зрителя в театральный процесс и соприкосновении с ужасом.

Что для вас значит участие в фестивале «Точка доступа»?

Очень хочется увидеть иной контекст, посмотреть на смежные виды искусства, проверить, где мы отстали, что пропустили, познакомиться с людьми совершенного другого круга. Лет 8 назад в Питере я имел небольшой опыт работы в новом пространстве, инициатором нашей театральной кампании был скульптор Тимур Юсупов. Свои эксперименты мы ставили в арт-центре на Пушкинской, 10, совсем недолго, но осталось ощущение невысказанности. Вероятно, наш спектакль в какой-то мере продолжение того «разговора».

Каким этот фестиваль вам представляется?

Фестиваль, как кажется со стороны, отличается от прочих сугубо театральных фестивалей тем, что есть связь с другими видами современного искусства. Это очень хорошо. Мне нравится, когда есть возможность выйти за пределы знакомой среды.

В спектакле непосредственно участвуют зрители. Для чего это нужно? 

Мы все состоим из одинаковых «винтиков». Только набор у каждого свой. Поэтому у каждого свой (без кавычек) спектакль. Что выдаст воображение отдельно взятого человека в ответ на наши действия, никогда неизвестно. Что касается общего — «психологии группы», если честно, меня эта часть беспокоит только с технической стороны: чтобы все остались целы, чтобы спектакль не остановился, поэтому мы пытаемся организовать всё так, чтобы зрительское внимание было смещено внутрь. Не всегда выходит.

Вы играли спектакль не только в Хабаровске, но и в Москве. Как зрители обычно реагируют на происходящее? Отличается ли реакция в разных городах?

В Москве произошло «извержение» внимания: перформанс перешёл в хеппенинг. Одна из зрительниц отказалась брать предложенный ей реквизит и совместно с остальными участниками разыграла целую драму. Не знаю, осталось ли у кого-то какое-нибудь воспоминание после этого спектакля, кроме «вот такая фишка забавная вышла».

Жанр спектакля на «Точке доступа» обозначен как «спектакль в гараже». Почему вы выбрали именно такую локацию?

Непривычные, необжитые пространства больше будоражат воображение. У нас в театре гараж сделан из бетона. О многом можно подумать, глядя на серые стены и слушая, как читают Вайса. На фестивале площадка другая и мысли, думаю, будут другие. Главное, чтоб не было привычно, комфортно и скучно.

Почему для постановки вы выбрали именно пьесу «Дознание»? Какие актуальные смыслы сейчас вы в ней находите?

Это был случай, когда «что» — было понятно, а «как» — долго не могло оформиться. Один из главных смыслов — ничего не проходит. Если ты делаешь что-то без свидетелей, ты всё равно это делаешь. Если актуализировать, можно привести в пример, хотя бы, 90-е: прошли, говорят, теперь другие времена… но мы ведь те же.

«Дознание» — текст, рассказывающий об ужасных событиях. Не кажется ли вам несколько жестоким погружать зрителя в них, заставлять соприкасаться с ними непосредственно?

Ужасы сами по себе уже мало кого по-настоящему пугают. Даже этот жанр кинематографа считается «низким». Гораздо важнее механизмы человеческого поведения, обнажаемые этим текстом. Им мы все подвластны и о них нужно знать, чтоб уметь ими управлять самостоятельно.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»