Вечером в воскресенье, 2 июля, группа «Аквариум» отметила своё 45-летие концертом на сцене ДС «Юбилейный». Действо продолжалось больше четырёх часов – с учётом выступления «разогревающей» группы Cotton Mather, которую пригласил Борис Гребенщиков.
Да, выступление «Аквариума» предварялось достаточно продолжительным (почти час времени) концертом техасского квинтета, который играет местами power-pop, местами нечто с фолковым привкусом, местами – практически heavy metal. На протяжении первой песни зал в основном молчал, не зная, чего ожидать от коллектива с экзотическим названием (которое, на самом деле, является именем американского проповедника, жившего в XVIII веке и оказавшего, если верить Википедии, большое влияние на политическую мысль будущих США)… и, в общем-то, не очень понимая, как он вообще тут оказался. Со второй песни лёд между сценой и аудиторией в целом растаял (благо звук у гостей был отличным, а выступление – вполне зажигательным), но вскоре какая-то подвыпившая женщина, стоявшая в партере позади присутствовавшего на концерте корреспондента «Диалога», начала шумно требовать на сцену БГ и возмущаться присутствием американцев. Получив совет не портить концерт для окружающих и подождать в фойе выхода «Аквариума», она ретировалась – и поэтому пропустила первое за вечер появление Бориса Гребенщикова на сцене!
«Когда я занялся подготовкой к юбилейному концерту, мне сказали – приглашай, кого хочешь. Я ответил – «Есть одна группа, но это невозможно…» Однако они здесь – встречайте мою любимую группу из США, Cotton Mather!» — заявил БГ, выйдя на сцену и обнявшись с вокалистом-гитаристом американцев Робертом Харрисоном после того, как гости из Остина, штат Техас, доиграли третью композицию.
После того, как Cotton Mather стоически доиграли свой сет, после недолгого перерыва, пока техники разбирали их аппаратуру, на сцене появились герои вечера, начавшие с относительно свежей песни «Назад в Архангельск». «Аквариум» выступал в расширенном составе – с духовой секцией, с дополнительной перкуссией (которую обеспечивал сын Бориса Гребенщикова, Глеб) и периодически появлявшимся на сцене сессионным аккордеонистом. Сам БГ явно был в духе, много шутил (например, довольно нелицеприятно отозвавшись о периодических попытках снять фильм про «золотое время» советского рока), во время одной из песен вооружился двумя пистолетами для производства мыльных пузырей, однажды даже ненадолго встал на голову. И, разумеется, периодически пускался в исторические экскурсы – благо юбилейный концерт к этому располагал.
«Песня «Когда пройдёт боль» была написана в 1987 году, а годом ранее мы дали на этой сцене 8 концертов. Но я тогда не мог бы в самом диком бреду представить, что в группе «Аквариум» когда-нибудь будут играть лучшая флейта кельтского мира, Брайан Финнеган, и лучший аккордеон кельтского мира, Фил Каннигем», – заявил со сцены БГ.
Действительно, сейчас состав «Аквариума» практически на треть стал «иностранным»: кроме Финнегана, который с 2008 года числится постоянным флейтистом коллектива, Британские острова в главной группе русского арт-рока представляет и ударник Лайам Брэдли. Впрочем, тот же альбом «Соль» 2014 года был на 80 процентов записан силами сессионных заграничных музыкантов.
Выступление «Аквариума» длилось почти три полных часа, и в нём нашлось место песням практически со всех альбомов. Кому-то показалось, что было мало острых политических песен и многовато «растаманщины»… Это, возможно, было осознанным выбором БГ, который решил не портить настроение ни себе, ни зрителям, и оставить юбилейный концерт именно праздником, по мере возможности очищенным от идеологии (благо Борис Борисович не может не понимать, что политические убеждения у его слушателей разные). Кстати, в отличие от аналогичного московского концерта 30 июня, где «Аквариум» играл только свои песни, петербургское выступление завершилось разудалым исполнением не нуждающейся в представлении песни «Мама-анархия» группы «Кино». Примечательно, что с оригиналом «аквариумовское» исполнение этой песни связывает персона бас-гитариста Александра Титова, который в середине 80-х играл одновременно в «Аквариуме» и «Кино» (в том числе записал с Цоем и альбом «Ночь», на котором была издана эта композиция), а с 2008 года снова работает с БГ.
«Спасибо вам, дорогие! С вами 45 лет пролетели, как один день. Ну, может, как неделя», — заметил со сцены Гребенщиков ближе к концу действа.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»