На заседании в среду, 28 июня, Законодательное Собрание рассматривало два конкурирующих законопроекта о выплатах компенсаций владельцам гаражей, территория под которыми изымается для государственных нужд. Был принят документ, внесённый депутатом Еленой Раховой («Единая Россия»), тогда как проект фракции «Партии Роста», представленный Оксаной Дмитриевой, поддержан не был, передаёт корреспондент «Диалога» в ЗС.
«Предыдущий законопроект, который был принят и действует ныне, содержит законодательный брак, которым органы исполнительной власти воспользовались для того, чтобы не выплачивать компенсации владельцам гаражей, если участок, на котором расположены боксы, передаётся в негосударственную собственность без расторжения договора аренды. Это фактически означает, что гаражников вместе с землёй – как ранее в феодальном обществе крепостных крестьян – передают другому собственнику. Договор аренды не расторгается, и город ничего выплачивать не должен. Зачем это было сделано? Непонятно, потому что в 2016 году было выделено 120 миллионов рублей из бюджета на компенсации имущественных прав владельцев гаражей, при этом исполнено было менее 20 миллионов. Вы много возмущаетесь, почему нет исполнения бюджета… его нет из-за вас, потому что сначала вы принимаете законы, создающие такие лазейки, а потом в течение длительного времени вы не даёте эти законы исправить», — заявила Дмитриева.
По её словам, в нынешнем году на компенсации владельцам гаражей выделено более 180 миллионов рублей – значит, денег в бюджете достаточно. Однако она указала, что комитет по социальной политике заявлял о неподъёмной нагрузке для бюджета в случае принятия законопроекта «Партии Роста».
Депутат Александр Рассудов (КПРФ), выходец из строительного бизнеса, отметил, что гаражные кооперативы занимают в городе площадь в 618 гектаров – в четыре раза больше, чем Приморский парк Победы. Поэтому, по его мнению, территории необходимо освобождать – в пользу многоярусных и подземных автостоянок, программа по созданию которых существует в городе с 1989 года.
«В нашем городе не хватает ни садов, ни парков – а мы более 600 гектаров позволяем занимать гаражами! Типовой [детский] садик на 280 мест занимает площадь (вместе с зоной для прогулок) менее 1 гектара – то есть на этой территории мы могли бы разместить детсады, и решить проблему детского дошкольного образования для 180 тысяч ребятишек. Вся эта популистская игра вокруг гаражей свидетельствует о том, что мы крайне неэффективно и, можно сказать, экономически преступно относимся к этим территориям», — заявил он.
Однако он не упомянул, что в последние десятилетия в Петербурге площадь зелёных насаждений не только не увеличивалась, но лишь сокращалась, а примеров того, чтобы для организации парков сносились какие-то объекты, фактически нет. Во всех случаях, когда государство изымало территории, они в лучшем случае отводились под создание инфраструктуры, в худшем – застраивались жильём или «деловыми объектами». Гаражи в основном сносились под прокладку дорог.
В ходе полемики было указано, что вариант Елены Раховой корректирует преамбулу, однако в основном его тексте не прописан механизм получения компенсации. «На преамбулу нельзя сослаться, обращаясь в прокуратуру или суд за защитой своих прав. На неё не сослаться, если нужно получить компенсацию, потому что она дальше адресует к статье закона… где уже нет фрагмента, который был из него вычеркнут. Помните, раньше было положение о том, что можно предоставить земельный участок с гаражами другому собственнику только после реализации имущественных прав владельцев гаражей — то есть выплаты им компенсации. Без этого указание на то, что действие закона распространяется на случаи перехода права собственности — это юридическая пустышка. Она никому не поможет и никого не защитит, зато получается, что депутаты пытались решить проблему, но… «не шмогла я, не шмогла», — заявил депутат Борис Вишневский.
Законопроекту Оксаны Дмитриевой депутаты от «Единой России» поставили в вину обратное. В итоге был принят вариант Раховой.
«Значимых, диаметральных противоречий я в этих законопроектах не вижу. Теперь надо всем садиться и работать над вторым чтением в спокойной обстановке», — заявил по этому поводу спикер ЗС Вячеслав Макаров.
Раздосадованная этим обстоятельством Дмитриева отметила, что в лучшем случае теперь удастся перевести суть её законопроекта в документ Раховой в виде поправок, в худшем же – законопроект вообще не учтёт предложения оппозиции. Время на поправки дано до 1 сентября, тем более что заседание ЗС 28 июня всё равно являлось последним перед летним перерывом.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»