Сегодня почти вся Россия вспоминает лидера группы «Кино» Виктора Цоя, которому 21 июня исполнилось бы 55 лет. За что любить музыканта, представить не сложно. Продюсер и издатель альбомов группы «Кино» Андрей Тропилло рассказал «Диалогу», за что Цоя можно было ненавидеть.
Интервью публикуется без стилистических правок
Действительно ли Виктор Цой был героем, каким его сейчас представляют?
Он был очень хорошим пареньком годика до 84-85, а потом превратился в урода, потому что стал писать нечестные песни. Что это такое – «Мы ждём перемен»? Кривляться стал. Не выдержал медных труб и денег. Пока он был лирическим певцом – с 81 по 84 годы – всё было хорошо. Вместе с успехом пошло сшибание крыши и превращение в рыбачка, которого из-за его хамства не пустили на Эйфелеву башню.
Есть поддельно-героический Цой, а есть – лирический. И лирический был замечательным, а героический – это выпучивание себя, игра в какого-то Элвиса Пресли, помноженного на Брюса Ли. В итоге – беда, когда он накурился пропитанными маковым соком сигаретами и заснул за рулём. Всё было ясно – погиб он так же, как и Владимир Семёнович [Высоцкий] – от наркотиков.
Сейчас я написал песню, гимн рок-н-ролла. Там есть такие слова: «И куда бы он ни плыл, ни летел и ни шёл, везде присутствовали секс, наркотики и рок-н-ролл». Кончается песня так: «Рок-н-ролл жив, а Цой, увы, нет». Для меня Цой умер на три года раньше своей физической смерти. Он для меня с 87 года был живым покойником – лживым, поддельным и неинтересным со всех сторон.
Вы говорите о музыке или о жизни?
Я уже перестал с ним общаться, потому что стало не интересно. Когда мы делали пластинку «Ночь», я звоню и говорю: «Виктор, надо делать обложку». Он отвечает: «Андрей, у меня 15 художников». Проходит ещё 3-4 месяца, всё стоит. Я опять звоню. Отвечает: «Марьяша (Марианна Цой, жена Виктора Цоя – ИА «Диалог») этим занимается». Марьяша в это время, не знаю, чем занималась, но явно не Цоем. Я плюнул, взял своих художников, и мы сделали оформление и напечатали пластинку. Он звонит: «Что ты сделал за оформление? Со мной не согласовал!» Я ему сказал: «Пошёл на …, родной мой! Делай сам!» Он потом во Франции сделал такое абсолютно говёное оформление – какой-то кубизм.
Он был до поры до времени нормальным, адекватным человеком. «Мы ждём перемен!». Что значит «мы ждём?». Делай перемены! Слишком много пересмотрел боевиков с восточными единоборствами. А что сделал Соловьёв (режиссёр Сергей Соловьёв, снявший фильм «АССА», в котором Цой исполняет песню «Перемен» — ИА «Диалог»)? Какую порнографию! «Мы ждём перемен» в длинном пальто! Соловьёву не надо лезть туда, где он ничего не понимает, абсолютно дуб дубом! Пришёл, обосрался и ушёл. Вот и весь Соловьёв.
О чём бы Цой, по-вашему, пел сейчас?
Ни о чём. Он уже тогда выдохся. Люди просто так не уходят. Они умирают тогда, когда созревают. Он созрел для смерти и ушёл. Слава Богу, что его нет, потому что просто было бы стыдно и обидно. Достаточно посмотреть на других героев того времени. Единственный, кто как-то держится – это Борька Гребенщиков, молодец. Ну «Пикник» ещё. Совершенно замечательные музыканты остались от группы «Странные игры». Из московских, наверное, более или менее неплохо – «Бригада С» с Сукачёвым. А вот эти все всякие Сургановы, это слушать невозможно. С Цоем было бы то же самое, так что Цою повезло. Говорят, вовремя уйти – это правильно, потому что русский народ очень любит мертвецов. А я люблю Цоя, которого знал до 87 года.
В честь юбилея Виктора Цоя «Яндекс» выпустил видеотрибьют с названием #нашевсё. Насколько я понимаю, вы не согласны, что Цой, как и Пушкин, – наше всё?
Слова, что это была главная рок-группа – идиотские. Во-первых, жалкие потуги быть похожими на группу The Cure… О чём разговор? Я могу сказать, что я за всю жизнь не слышал ни одного хорошего концерта группы «Кино». Может быть, они где-то и были, просто я их не слышал, но в рок-клубе – никогда. У самого Цоя были хорошие концерты: и квартирники, и первые концерты. А потом что это такое было? Мусор музыкальный! Рок-н-ролл – это коллективное творчество! Рок-н-ролл не надо придумывать заново, он есть, его надо просто наполнить своим содержанием. Цой народный, поэтому его поэзия так понятна и близка простым людям. К концу он от народа отошёл и ни к чему другому не приблизился. Только к каким-то непонятным раздутым дядькам и тёткам. Ну и что? Поэтому пришлось, мало того, что анашой забивать сигареты, так ещё и пропитывать их для усиления эффекта маковым соком. И исход понятен.
Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»