Site icon ИА «Диалог»

«Искусство нельзя делить на социальное и нормальное»: социальный театр и цирк в Петербурге

Социальное искусство – термин уже устоявшийся. Однако зачастую представления о том, что это и где это, остаются абстрактными и далёкими от реальности. «Диалог» решил выяснить у руководителей трёх проектов, что такое социальное искусство, кто такие цирковые хулиганы и что такое «Сова».

«Время жить»: «Мы делаем театральные прививки»

Пять лет в Петербурге существует театральный благотворительный проект «Время жить». Его организатор театр «3:16» – творческая площадка, где с дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, обучаются театральному искусству вместе с командой профессиональных актеров, режиссёров, педагогов, художников. Проект ориентирован на подростков от 12 до 17 лет. Это возраст, когда у ребенка возникают вопросы «зачем я живу?», «кто я в этом мире?», «как мир взаимодействует со мной?».

В театре у ребят появляется возможность проиграть и разрешить трудные психологические конфликты.

«У нас наработанная методика по подбору ребят в театральные группы. Мы делаем «театральные десанты». Говоря нашим языком, «театральные прививки». Это живое творчество в форме импровизации. Когда дети понимают, что театр может быть не только за плотным бархатным занавесом, а ещё интерактивным и сиюминутным, они начинают доверять нам и сами включаются в творческий процесс. Сложно этот процесс продолжить. Первый спонтанный импульс возникает, но для этих детей не просто действовать планомерно, идти вперёд маленькими шажками. Воспитание трудолюбия и вкладывание собственных сил в эту работу – идеология нашего театра», – рассказала руководитель социально-культурного проекта «Время жить», режиссёр театра импровизации «3:16» Юлия Ефремова

В проекте «Время жить» на то, чтобы стать профессиональным артистом, никого не ориентируют, но подростки повышают самооценку, выступая на сцене.

«Никто в проекте «Время жить» не работает за вознаграждение, все добровольцы. Моя большая забота, чтобы эти люди, кроме опыта, получали зарплату. К сожалению, государство нас не поддерживает, а самостоятельно проект окупаться никак не может. Это наша болевая точка. В Петербурге много фондов помощи детям. Есть и театральные истории, только разовые. Например, мастер-классы. Мы всё-таки первопроходцы в таком деле, в Питере-то точно. Но у меня есть мечта: подружиться с другими городами, сделать наше движение национальным», – подчеркнула Ефремова.

«Упсала-цирк»: «Творчество стало единственным, что осталось у человечества»

В 2000 году началась история ещё одного городского социально-культурного проекта — «Упсала-цирка». Это пространство, где дети из коррекционных школ, интернатов и детских домов могут стать «цирковыми хулиганами».

«Искусство нельзя делить на социальное и нормальное. Искусство либо существует, либо нет. Если наше общество придет к пониманию, что талантливый человек – это ценность, и не важно, есть ли у него ограничения, это будет большим прорывом. Термин «другое искусство» стал очень распространён. Похоже, на фильм «Чужие». Мои прогнозы на будущее таковы: мы перестанем использовать этот термин. Я думаю, что все предпосылки к этому есть — создаются прекрасные проекты.

Цирк – это один из инструментов. Творчество и фантазии влияют на мир ребенка.За творческими историями стоит большое педагогическое будущее. Десять лет назад  мы рассуждали, что физика, геометрия и математика – это самое важное в жизни. Мне кажется, настало то время, когда творчество стало единственным, что осталось у человечества», — рассказала директор и художественный руководитель «Упсала-цирка» Лариса Афанасьева.

 

В «Упсала-Цирке» занимаются ребята, к которым мир оказался не очень доброжелателен. У них есть основания, чтобы этому миру не доверять. В цирке они находят свою команду, поддержку. Кроме того, здесь есть путешествия и профессиональное развитие. Для многих молодых людей стать акробатом или артистом – это цель, к которой они стремятся.

«В нашем репертуаре есть спектакль «Эффект пинг-понгового шарика», который скоро поедет в Эдинбург на фестиваль «Фриндж». В этом спектакле играют ребята, которые хотят развиваться профессионально. Главное – эксперимент, но, может быть, и контракты. Мы много рассуждаем, что такое современный цирк и кто такие современные артисты. Это снаряд физический, или это художник? Если это художник, тогда это долгий путь познания», – рассказала руководитель цирка.

«Школа творящего социума»: На занятиях ученики не только изображают пчёлок, но и учатся самоощущению

Основная цель «Школы» — раскрепощение личности, реанимация внутреннего «естественного ребенка». Педагоги студии с помощью театральных игр и импровизаций погружают учеников в атмосферу полного эмоционального проживания ситуации. В обыденной жизни человек не может себе такого позволить. зачастую сдеривая себя. В театре же становится возможным проиграть разные ситуации, ощутить и понять себя.

На базе «Школы творящего социума» уже год существует благотворительный театральный проект «Сова». Это спектакли, поставленные педагогами и учениками ШКТ. Постановки показывают в больницах, библиотеках и детдомах.

«Пару лет назад у меня и моей коллеги Полины Булычёвой возникла мысль создать школу импровизации по методике небезызвестного соратника Станиславского – Николая Демидова. Один из постулатов современного образования – это следовать за установками, которые дают нам наши авторитеты, в том числе родители, преподаватели в школах, вузах, начальники на работе. Так человек теряет ощущение своих желаний. Театр импровизации, кроме зрелища, даёт возможность обратиться к внутреннему миру человека. На студийных занятиях наши ученики не только изображают пчёлок, играют с невидимыми воздушными шариками, но, главное, учатся самоощущению», – рассказал автор идеи проекта, актёр и режиссёр Егор Булычёв.

По его словам, театр – довольно затратное занятие: нужны помещение, костюмы, гастроли. Благотворительный театр существует только тогда, когда есть «благотворители». Сейчас проект функционирует за счёт энтузиазма людей, которые хотят стать актёрами, научиться играть благотворительные спектакли.

Подготовила Валерия Соколова / ИА «Диалог»