Новый герой нашей рубрики I Like My Job — Игорь Скударнов, водитель трамвая, работающий в парке № 7. На днях он занял второе место в общегородском конкурсе мастерства вагоновожатых, и поэтому —
вместе с победителем — будет представлять Петербург на всероссийском чемпионате. Кроме того, Игорь – очень интересная личность: поэт, член Союза писателей, автор клипов… «Диалог» поговорил с ним о его работе, любимых маршрутах, спешащих автомобилистах и о том, как трамвай вдохновляет на творчество.
— Насколько труд вагоновожатого отличается от работы обычного водителя автомобиля или автобуса?
— Водитель трамвая должен быть более профессиональным. Более собранным, более подготовленным к работе, потому что на нём лежит большая ответственность – в первую очередь, за людей. Конечно же, сама подготовка должна быть на высшем уровне – что и дают нам преподаватели в учебном комбинате.
— А может ли человек, который не имеет навыка управления машиной, прийти и стать водителем трамвая?
— Думаю, может, потому что наши учителя готовят нас «от» и «до». Но в первую очередь, конечно, к этому должно лежать сердце – если ты видишь себя в этой профессии, если она нравится, то всё получится. А если ты просыпаешься с недовольством и каждый день идёшь так на работу – конечно, в этой сфере делать нечего.
— Пока мы наблюдали за тем, как проходит конкурс, мы убедились, что в этой работе существует множество премудростей, о которых обычные люди даже не догадываются. Например, эти песочницы (имеющиеся в каждом трамвайном вагоне ёмкости для песка, который высыпается на рельсы для увеличения сцепления с колёсами — например, при листопаде — ИА «Диалог»). Какие есть ещё особенности именно в работе вожатого?
— Для меня на линии главная особенность – и, прямо скажем, опасность – это трамвайно-троллейбусные пересечения. Ведь некоторые водители не знают, что почти на каждом перекрёстке есть участки, которые трамвай должен пройти без тока. Если он на этом месте остановится, то дальше поехать не сможет. Но автолюбители по своему неведению часто подрезают или просто игнорируют трамвай – из-за этого возникают большие сложности в работе. Но нас учат и такой ситуации – как говорится, «дай дураку дорогу…» (улыбается)
— Автомобилисты – это большая проблема? И где ещё с ними возникают сложности?
— Практически везде. Они в своём поведении непредсказуемы – могут, например, прямо на пешеходном переходе, на автобусной остановке развернуться, подрезать. Они нас просто не видят, не считаются с трамваем. Ведь в городе стало очень много транспорта, и всем куда-то надо – весь мир спешит. Торопятся и нарушают все мыслимые и немыслимые правила. От любого автомобилиста приходится ожидать опасности, везде.
— Вы работаете в 7-м трамвайном парке. Наверное, у каждого маршрута, который он обслуживает, есть своя особенность?
— Я работаю на многих маршрутах, но мой любимый – это маршрут «А». Он был придуман ещё давно – возил людей на работу, к метро «Улица Дыбенко» или «Проспект Большевиков», а вечером двигался в другую сторону – напротив, развозил их по домам. Сейчас он остался. Обособленная линия, едешь спокойно… интересный такой маршрут. Каждый, впрочем, интересен по своему – не в последнюю очередь своими достопримечательностями: ты едешь, смотришь, любуешься — ведь это наш город! Куда ни посмотри – всюду есть история. Поэтому мне очень приятно и интересно работать на трамвае.
— Какой у вас стаж работы? И подготовка?
— Работаю уже третий год. А до того я был автолюбителем, у меня в водительских правах открыты и легковые, и грузовые категории… Но сердце лежало к трамваю – я себя видел водителем трамвая, и сейчас я горжусь этой работой. Пытаюсь повысить классность, достигнуть каких-то высот…
— Собственно, конкурс – это ведь возможность отточить мастерство?
— Да, и показать себя как профессионала – заявить о себе. Ну и денежный приз тоже не лишний (улыбается).
— На какой машине вы работаете?
— У меня – старенький, надёжный трамвай, ЛВС-86. Но работаю и на новых, и на старых трамваях.
— Новые трамваи у вас какие впечатления оставляют?
— Конечно, их сравнивать – всё равно как пересаживаться со старых «Жигулей» на иномарку. Новые вагоны – лучше и удобнее для всех. Во-первых, они более комфортные, в том числе и управление совсем другое: всё под рукой, всё сенсорное. Мягкость хода… Например, у КТМ. Шумоизоляция, подвеска, рессоры. Водитель чувствует себя идеально в кабине. Самая тяжёлая работа – это работа с людьми, а если тебе комфортно, то это уже не так сложно, и начинает быть интересным.
— «Горэлектротранс» – это не только трамвай, но и троллейбус (или наоборот). С водителями троллейбуса у вас как налаживаются контакты – может, бывают случаи, когда кто-то переходит с трамвая на троллейбус, или с троллейбуса – на трамвай?
— Таких случаев, чтобы кто-то переходил, я не знаю, но мы всегда нормально общаемся с водителями троллейбусов. У кого-то из наших жена работает на троллейбусе, у кого-то из женщин – муж, скажем. Всё равно многие пересекаются, например, в учебном комбинате. А поскольку трамвай имеет приоритет, троллейбус никогда не суётся, не мешает, потому что водители знают, как мы работаем. Хорошие, тёплые отношения, как правило.
— Расскажите о ваших интересах вне работы.
— Я член российского Союза писателей – пишу стихи, выпускаю книги. Снимаю клипы, занимаюсь визуализацией своего творчества – сейчас идёт последний этап; медленно, но движется. Снял уже три клипа.
— А с вашей работой ваше творчество связано?
— Да, конечно. В последнее время у меня много стихов про трамвай. Просто я живу этой работой, трамвай стал не только моей профессией, но и жизнью.
Нынче стать водителем трамвая
Все хотят, ведь это интересно:
Рукоять контроллера сжимая,
Быть для многих нужным и полезным.
Но, себя работе отдавая,
Каждый знает: мало быть полезным.
Чтобы быть водителем трамвая,
Нужно быть культурным и ответственным.
Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»