Чиновники, отечественные и зарубежные бизнесмены различных отраслей и эксперты на площадке ПМЭФ размышляли, как российским производителям выжить в современных экономических условиях и лучшим образом представить свой товар мировому потребителю. К чему они пришли, выяснил корреспондент ИА «Диалог».
«Несколько дней назад об этом говорилось на заседании по экономическим вопросам у президента России. Все стратегии экономического развития, которые сейчас обсуждаются, включают в себя отдельным элементом развитие российского экспорта, прежде всего – несырьевой его части. А если вы внимательно следите за тем, что происходит в мире, это просто общий тренд; на сегодняшний день это один из самых эффективных способов запустить экономику, которая работает недостаточно эффективно, или же ускорить рост экономики, которая в этом нуждается», — отметил модератор Алексей Бобровский, руководитель службы экономических программ телеканала «Россия 24».
По его словам, государство наконец-то осознало необходимость создания институтов, которые позволят поддерживать экспорто-ориентированные компании: для этого на федеральном уровне создан Российский экспортный центр, руководитель которого Пётр Фрадков также принял участие в дискуссии. Как указал заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский, объём несырьевого экспорта России в настоящее время составляет 108 миллиардов долларов в год, к 2025 году планируется довести эту цифру до 200 миллиардов.
«Президентом поставлена задача повышения темпов экономического роста. Мы понимаем, что это невозможно без повышения инвестиционной активности – а учитывая, что наш внутренний рынок растёт уже не такими темпами, как ранее, рост темпов экономического роста невозможен без экспорта. Поэтому мы особенно поощряем те иностранные вложения, которые направлены не просто на работу на нашем рынке, но и на экспорт из России. В 2016 году неэнергетический экспорт из России упал по сравнению с 2015-м, но в I квартале 2017 года наблюдается 10-процентный рост. Поэтому Минэкономразвития подготовило комплексный план по повышению темпов экономического роста, в котором есть часть, касающаяся поддержки экспорта», — пояснил Воскресенский.
По его словам, основными направлениями являются «расшивка» узких мест – то есть ускорение возмещения НДС, таможенных процедур, ослабления валютного контроля и другие организационные меры – а также снятие барьеров для экспорта в странах, которые являются потенциальными рынками, продвижение российских интересов (и интересов российских компаний) на многосторонних площадках типа АТЭС и АСЕАН.
«Следующее направление – «умный экспорт». Сегодня все страны ведут себя очень прагматично, добиваясь, чтобы часть прибыли оставалась на их территории. Поэтому, чтобы продавать товар в какой-либо юрисдикции, надо создавать совместные предприятия – так же, как в России в своё время создавалась промсборка, и иностранные компании, чтобы что-то продать, заходили в страну со своими инвестициями. Президент Владимир Путин на саммите «Один пояс, один путь» заявлял, что наша страна готова инвестировать в создание цепочек добавленной стоимости на территории наших потенциальных партнёров. Наконец, давайте не будем себя обманывать – сейчас мир параллельно с существующими правилами торговли окутывает виртуальная зона свободной коммерции: через каналы Alibaba, Ebay и других подобных сервисов товары двигаются без пошлин, без НДС, зачастую – вообще неконтролируемо. Но эти объёмы растут, и это новая реальность для мировой экономики – и нам нужно этим пользоваться», — добавил чиновник.
Многие из этих инициатив уже вышли за рамки надоевших всем планов и стратегий, и реализуются на практике. Например, в Госдуме находится проект важного для малого бизнеса закона о возможности возмещения НДС при предъявлении почтовых деклараций 7-23. В этом же документе регулируются коллизии, связанные с возмещением НДС при использовании железнодорожного транспорта.
«Когда мы создавали Российский экспортный центр, мы пытались учесть потребности, сформулированные бизнесом – провели большую аналитическую работу, стремясь классифицировать барьеры, с которыми сталкиваются предприятия. В итоге образовался пул продуктов, которые предлагает РЭЦ – всего 110. Они касаются всей сферы экспорта – любой вопрос, который может возникнуть у поставщика, должен быть закрыт одним из этих продуктов. Вопрос в применимости всего этого инструментария. Есть объёмные показатели – по объёму экспорта, и в этом, очень хочется верить, мы выходим на положительную динамику, но есть ещё показатель количества экспортёров. В России, если сравнивать с другими странами, на одного экспортёра приходятся большие объёмы, чем в других странах, но количество экспортёров меньше. Одна из основных задач – это создание новых экспортёров», — отметил гендиректор Российского экспортного центра Пётр Фрадков.
В этой ситуации, по его словам, не обойтись без региональной составляющей. Представители РЭЦ встречаются на ПМЭФ с губернаторами, и уже вынесли на уровень правительства инициативу о внедрении региональных стандартов экспорта.
«Настал момент, когда региональная исполнительная власть должна быть заинтересована в этой работе. Экспортная повестка должна стать для региональных администраций не менее важной, чем остальные вопросы – ЖКХ, дороги… Ведь это и есть развитие региона, это напрямую связано, в том числе, и с инвестиционным процессом. Должен быть стратегический план развития экспорта, должны быть сформулированы показатели по росту количества экспортёров и географической диверсификации. Если регионы подхватят, нам будет значительно проще»,- добавил Фрадков.
«Наша экспортная стратегия должна быть абсолютно современной: надо смотреть за добавленной стоимостью и выстраивать кооперационные цепочки, учитывать ключевые компетенции и распределение труда. В одиночку сделать конкурентоспособный товар – особенно технологичный – и рассчитывать на его глобальное позиционирование очень сложно. Это возможно, но непросто. Во-вторых, нет неконкурентоспособных отраслей – есть неконкурентоспособные компании. Последние исследования показали, что количество российских экспортёров действительно выросло: за последние три года – в полтора раза, и рост продолжается. Палитра экспорта очень широкая: примеры – дизайнерские валенки, резиновые сапоги, которые внезапно «выстрелили», или мороженое. Может, звучит это немного комично, но это в любой отрасли есть», — подхватил Андрей Слепнёв, заместитель руководителя аппарата правительства, директор департамента проектной деятельности правительства России.
Меры государственной поддержки, по его словам, должны ориентироваться на результат – создание глобального или регионального конкурентоспособного продукта. Для этого в рамках проекта по развитию экспорта правительство выделило несколько отраслей, которые получают поддержку государства, а летом кабмин будут рассматривать отраслевые экспортные стратегии, интегрированные в программы развития отраслей в целом.
При этом специалисты согласились с тем, что повторить экспортную стратегию Южной Кореи или Китая, конечно же, не удастся – помимо очевидных различий между странами, сейчас изменилась и мировая конъюнктура. Ушло представление о том, что глобальный спрос безграничен – последние кризисы чётко это показали. В свою очередь, изменились и доминирующие – на практике – представления об экономической логике: несмотря на формальное осуждение протекционизма, периодически звучащее от представителей западных стран и институтов, на практике защита интересов собственных интересов снова правит бал. Как указал Владислав Соловьёв, генеральный директор – председатель правления, член совета директоров компании РУСАЛ, новый министр торговли США объявил о переходе от «свободной торговли» к «справедливой торговле», которая означает фактически изящный протекционизм.
«Эта доктрина даёт Соединённым Штатам возможность – и это закреплено в законе – в случае отрицательного сальдо внешней торговли принимать меры против страны. Это новая реальность, а мы должны это понимать и соответственно «подкручивать» свои инструменты. Вспомним, что до создания ГАТ и ВТО все сегодняшние развитые экономики были иконами протекционизма – он прекратился только после того, как перестал быть им выгодным. Как говорится, монополия – это очень плохо… до тех пор, пока вы ею не являетесь», — пояснил он.
«Мы конкурируем не в «чистой» среде – если говорить о Китае, то нужно понимать, что это субсидируемая экономика. Именно поэтому США сейчас начали рассмотрение дела против сталелитейщиков – и оно чем-то закончится. Нужно это осознавать – и не бояться поддерживать свой экспорт. Три года назад мы опасались этого – говорили про ВТО и всё прочее – а теперь этого бояться не нужно. Это нормально, это делают все – мир двигается в сторону протекционизма, и нельзя быть тут белыми и пушистыми. Нужно развивать внутренний рынок, который помогает нашим производствам становиться конкурентоспособными», — добавил Станислав Воскресенский.
Действительно, ни одна из сильных экспортных экономик не стала таковой без протекционизма и поддержки своих предприятий. Самый свежий пример – Китай, против которого западные страны не раз выступали, например, по поводу финансовой поддержки Пекином производителей солнечных батарей.
«Существует мнение о том, что есть «плохой» сырьевой экспорт и «хороший» несырьевой. Это не так. У нас здесь нет сегодня нефтяных компаний: если бы они были, то они бы рассказали, что только в добыче нефти за последние 20 лет произошли технологические прорывы, сопоставимые с модными достижениями, существующими, скажем, в IT. Поэтому поддержка именно несырьевого экспорта – вопрос не «хорошего или плохого», а только платёжного баланса. Просто сегодня наш платёжный баланс чрезмерно зависит от конъюнктуры рынка на торгуемые товары – нефть, алюминий… Нам надо поддерживать и этот экспорт, и делать так, чтобы доля несырьевого экспорта была выше – с тем, чтобы нашу экономику (и курс рубля) не трясло так, как это было в прошлом», — добавил Соловьёв.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»
За событиями ПМЭФ-2017 следите в нашем спецразделе