Site icon ИА «Диалог»

Алексей Кудрин: «Если не поднять уровень жизни, спрос с политиков будет высокий»

На полях Петербургского международного экономического форума выступил Алексей Кудрин, бывший министр финансов, а ныне руководитель Центра стратегических разработок. Корреспондент «Диалога» записал самые интересные высказывания.

О реновации

«ЦСР работает и в области жилищной политики в стране. У нас в России существенный дефицит финансирования обновления жилого фонда, в том числе с использованием ресурсосберегающих, более экономичных технологий. Поэтому вообще жилой фонд страны находится не в самом лучшем состоянии. Конечно, в больших городах ситуация иная, а в Москве она лучше, чем в других регионах – поэтому к вопросу московской реновации привлекается такое внимание. Я считаю, что отдельные здания и комплексы устарели и морально, и физически, имеют серьёзный износ. Возводить новые постройки – более экономные в отношении расходования ресурсов, снижающие потери энергии – конечно, задача абсолютно оправданная, но реализация конкретной программы, которая осуществляется в Москве, конечно, требует общественного обсуждения. Я вижу, что городские власти и депутаты реагируют – поэтому я надеюсь, что в конечном счёте будет выработан оптимальный вариант (и с правовой точки зрения, и с точки зрения интересов граждан)».

Об окончании кризиса

«Я сегодня говорил, что мы уже вышли из рецессии – у нас уже есть два квартала положительного экономического роста: IV триместр 2016 года и I триместр нынешнего. Поквартальный ВВП очень сложно точно рассчитать, так что потом неизбежно будут корректировки – но в общем мы видим, что страна вышла из рецессии. Формально это завершение кризиса, но граждане на протяжении четырёх месяцев нынешнего года всё-таки теряли в реальных доходах – и это говорит о том, что мы всё-таки имеем остаточные признаки кризиса, и не можем с уверенностью говорить о том, что всё хорошо. Но я считаю, что в среднем в течение этого года мы выйдем на плюс, положительный рост реальных доходов… пусть и небольшой. Вывести страну на более высокие темпы роста могут только реальные структурные реформы.

Доклад президенту был посвящён именно этой проблеме. Есть множество факторов ограничения роста: недостаток трудовых ресурсов, низкие объёмы инвестиций, санкции… Поэтому наш упор должен быть на рост производительности – который тоже нужно подпитывать. Мы видим, что мы можем обеспечить более высокие темпы роста – и мы это продумали, по шагам. Наши три приоритета – технологическое развитие, развитие человеческого капитала и реформы государственной политики».

О годе экологии

«Конечно, экология – важнейшая составляющая современной политики в любой стране. И Россия укреплять экологические требования – в первую очередь ради обеспечения здоровья населения.

О банковской системе

«Банковский кризис, особо остро проявившийся в Татарстане, имеет несколько причин. Кризис и стагнация привели к обесцениванию ряда активов, в которых участвовали банки. Кредитные учреждения на средства вкладчиков и предприятий покупают активы – или кредитуют их покупку. Но не все проекты в силу кризиса завершились своевременно – соответственно, они не окупились, не принесли прибыли. Это главная причина того, что пострадали многие банки. Вторая причина – недостаточный надзор со стороны регулирующих органов. И третья причина – наши банкиры всё-таки ещё не переживали такие серьёзные кризисы, как в 1998 или 2009 году.

О налогах

«Насколько мне известно, правительство не хотело бы повышать их. Мы хотим, чтобы бизнес сегодня жил в более стабильных и предсказуемых условиях. В ближайшие 6 лет это нужно сохранить. Вопрос – нужно ли производить замену одних налогов другими? Мы не видим большой выгоды от таких изменений в ближайшее время».

О реформах

«Нужно понимать, что любые реформы работают в пользу одних групп за счёт уменьшения – возможно, временного – возможностей других. Поэтому все политики всегда опасаются проводить такие реформы – ведь им придётся брать на себя ответственность за временный период, когда кто-то уже почувствует выгоду от преобразований, а кто-то – нет. Поэтому проводить их всегда трудно, и не все готовы этим заниматься – тем более что реформы могут затронуть госсектор. Мы считаем, что часть госкомпаний нужно приватизировать – а этого хотят не все: у кого-то есть доступ к ним, они занимаются стабильным бизнесом… Поэтому действовать нужно постепенно – но делать это придётся.
Любые реформы – в том числе не очень популярные – требуют обсуждения, анализа последствий, социологических исследований. Мы знаем, как относятся к нашим мерам – мы продолжаем такую работу, и президент, когда будет принимать решение, конечно, должен будет исходить из этих материалов. Безусловно, в современном мире такие реформы должны обсуждаться, и должен сложиться некий консенсус, который должно поддерживать большинство».

О повышении пенсионного возраста

«Я не хочу дискутировать о пенсионном возрасте, потому что об этом уже очень много сказано. Хочу только указать, что шесть лет назад предыдущая команда тоже проводила такие же опросы – и тогда отношение было существенно хуже».

О региональной экономике

«Мы считаем, что целый ряд ограничений для регионов сдерживают их развитие. В некоторых субъектах можно было бы более эффективно использовать полномочия… если бы они имелись. Но у нас получилось так, что каждое министерство регламентирует свои сферы, и зачастую получается так, что нормы законодательства вроде формально не противоречат друг другу, но в жизни создают целый ряд барьеров на пути решения какой-либо проблемы – например, связанной с инвестициями, строительством, принятием нестандартных решений. Многие регионы говорят: дайте нам эти полномочия, мы сбалансируем это на своём уровне лучше. Поэтому надо отпустить часть полномочий, связанных, скажем, с земельными отношениями, градостроительством, экологией. Это может относиться и к милиции общественной безопасности – я давно говорю, что обеспечения безопасности и снижения уровня преступности регионы могли бы добиться сами. Может быть, давать это поначалу нужно не всем, а только тем, кто готов, чтобы протестировать это всем вместе.

Кроме того, нужны дополнительные финансовые ресурсы. У регионов – особенно высокодотационных – сложное положение. Мы тоже видим, как можно было бы сделать ряд шагов для облегчения их положения. Мы хотим, чтобы регионы стали больше тратить на образование, на здравоохранение – особенно виды, не входящие в систему ОМС – и на строительство дорог. Нынешнее состояние бюджетов и тот уровень внимания к строительству инфраструктуры в стране показывают, что средств недостаточно. Состояние дорог будет медленно ухудшаться, сколько бы совещаний ни проводилось – сегодня на дороги тратится недостаточно ресурсов. Вот почему Центр стратегических разработок говорит о том, что необходимо увеличить расходы и другие транспортные системы на дороги на 0,8 процента ВВП. Без этого у нас не начнётся процесс улучшения качества дорог. Нужны реальные меры и большие вложения средств в масштабах страны».

О развитии туризма

«В России много регионов, которые могут значительную долю своей экономики поднимать за счёт туризма. К ним относится и Петербург – в нём большой масштаб промышленности, но туризм увеличивает свою долю в ВРП, и может делать это дальше – ведь это мировая жемчужина. Другие такие субъекты – Новгородская область, регионы «Золотого кольца», Алтай (Алтайский край и республика Алтай вместе принимали больше двух миллионов туристов в год – сейчас они на слуху, и многие хотели бы туда съездить, посмотреть тамошние красоты и природу, оздоровиться). Байкал – это тоже мировая жемчужина, туда многие хотят приехать; там даже планируется создать свободную туристическую зону. Мы можем существенно наращивать возможности: Россия – девственная страна в области туризма, это деньги, которые мы не используем, причём для этого не требуется такой уж хай-тек: нужна удобная, комфортная логистика и доброжелательность людей. У нас в стране это есть – это главный ресурс, который можно использовать, чтобы нарастить доходы от туризма».

О вызовах, стоящих перед страной

«Мы не смогли после Советского Союза перезапустить процесс технологического развития. Мы отчасти до сих пор живём на этом базисе, на этих традициях, передаче из поколения в поколение опыта… но новую модель быстрого технологического развития мы ещё не создали. Но у нас есть для этого возможности, есть резервы – в ближайшие шесть-десять лет это станет для России серьёзным вызовом. Нам нужно найти в себе силы это сделать.
Вторая сфера, в которой мы проваливаемся – это государственное управление. Современное государственное управление не отвечает задачам развития человеческого капитала, поэтому нужно его перестраивать. Я ему в последнее время посвятил много эпитетов… самое главное, что разговоры и с чиновниками, и с бизнесом, и с людьми из других областей подтверждают наше мнение. Главная задача – это повышение благосостояния людей, потому что им очень некомфортно в условиях, когда падает уровень жизни… а без реформ мы его не поднимем. А если мы его не поднимем, с политиков будет очень высокий спрос – в том числе на ближайших выборах».

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

За событиями ПМЭФ-2017 следите в нашем спецразделе