Как сформировался художественный образ современного российского адвоката? И нужно ли его менять к лучшему? Эти и другие вопросы обсудили юристы и деятели культуры на площадке VII Петербургского Международного Юридического Форума. Модераторами дискуссии стали статс-секретарь, заместитель президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин и журналист, специальный советник Президента коллегии по коммуникациям и связям со СМИ коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Кузнецов-Красовский.
В обсуждении приняли участие: научный руководитель факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Антон Иванов, партнер, руководитель международной практики и практики частных клиентов коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов, российский писатель, журналист, генеральный директор медиа-группы АЖУР Андрей Константинов, основатель Coffey Burlington, председатель Федеральной комиссии по назначениям судей Флориды Кендалл Коффи, актер и режиссер театра и кино, народный артист РФ Владимир Машков, президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Юрий Пилипенко, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, народный артист России Алексей Учитель. Участники дискуссии обратились к опыту работы адвокатов прошлых лет, многие из которых до сих пор являются примерами для подражания в юридической практике. «В XIX веке адвокаты были героями, публика им рукоплескала. Их речи с удовольствием слушали в судах», — отметил президент Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации Юрий Пилипенко. Его точку зрения поддержал научный руководитель факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов. По его словам, в советский период этот положительный образ отечественной адвокатуры был утрачен, что сформировало негативное отношение к профессии. «Сейчас на адвокатов смотрят не как на людей, которые могут решить проблему, а как на тех, кто передает материалы в государственные органы», — прокомментировал он.
Деятели культуры тоже активно включились в дискуссию и рассказали о своем видении профессии юриста. Например, актер и народный артист РФ Владимир Машков назвал ремесло адвоката тяжелейшей профессией и сравнил его с работой режиссера на съемочной площадке. С такой точкой зрения согласился и заслуженный деятель искусств РФ, народный артист Алексей Учитель. Свое мнение о юриспруденции он сформировал благодаря личному опыту и ощущениям. «Адвокат – это и режиссер, и актер одновременно. Он должен владеть актерским мастерством, техникой речи, уметь импровизировать и знать точно свою мизансцену, как себя вести. И в зависимости от таланта работа адвоката получается либо гениальной, либо нет», — прокомментировал режиссер.
Американским опытом в вопросе формирования образа адвоката поделился с аудиторией председатель Федеральной комиссии по назначениям судей Флориды Кендалл Коффи. «Эта профессия очень уважаема в США. Сейчас у нас на одного адвоката приходится около 250 человек. В Америке созданы все условия, чтобы эта работа считалась престижной. Даже несмотря на шутки, анекдоты про юристов и жалобы, к профессии относятся с пиететом», — пояснил эксперт. Он также отметил, что положительные представления об адвокатском труде во многом формируют местное телевидение, литература и кино. О кинематографе высказался и руководитель международной практики и практики частных клиентов коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Он рассказал о влиянии Голливуда на формирование мифов о профессии и выделил две крайности: адвокат — как дьявол и как ангел. «Парадокс заключается в том, что, несмотря на существующий негатив к работе юристов, есть и некое сентиментальное отношение. Разгадка заключается в высоких почасовых ставках адвокатов. С одной стороны, специалистов не любят за то, что люди платят по 400 долларов за одно письмо, а с другой стороны, высокая заработная плата ассоциируется с красивой жизнью специалистов и высокими гонорарами», — сказал Антон Именнов.
Как отметил, подводя итоги дискуссии, модератор Константин Добрынин, несмотря на то, что адвокат так и не стал героем нашего времени, он вполне может стать им в будущем.