Site icon ИА «Диалог»

Мемориальный комплекс «Кировский вал»

В преддверии Дня Победы «Диалог» прогулялся с историками и краеведами из проекта #окологорода Игорем Ивановым и Михаилом Уваровым по мемориалу «Кировский вал», одному из участков Зелёного пояса Славы, где в годы Великой Отечественной войны проходила линия фронта.

Нога захватчиков ни разу за всю историю Петербурга — Петрограда — Ленинграда не ступала по его улицам. Город рос и застраивался, и сейчас те места, где враг был остановлен в 1941 году, лежат в черте города. Двигаясь от Автово до Сосновой Поляны, мы расскажем, какие объекты до сих пор напоминают о страшных и героических событиях.

Этот маршрут был выбран неслучайно: именно здесь немецко-фашистские войска подошли ближе всего к городу. До Кировского завода, имевшего большое значение не только для обороны Ленинграда, но и всей страны, немцам оставалось всего три километра.

«Танк-победитель»

Для встречи воинов-победителей в 1945 году возвели временные триумфальные ворота. В 1951 году вместо них по инициативе конструктора Жозефа Котина (улица его имени есть в Красносельском районе) был установлен танк КВ-85, первая серийная машина этой модели. Правда, произведён он не в Ленинграде, а на челябинском Кировском заводе (часть производственных мощностей и некоторых специалистов нашего Кировского завода во время войны эвакуировали на Урал).

Кстати, наш КВ-85 – один из двух сохранившихся. Второй, не участвовавший в боях, находится в Бронетанковом музее в Кубинке. Долгое время на месте триумфальных ворот рядом с танком стояли обелиски-пропилеи, которые также не сохранились. Сейчас триумфальная арка восстановлена и стоит на месте теперешнего въезда в город — в Красном Селе.

ДОТ линии обороны «Ижора»

Линия обороны сооружена уже после прорыва блокады в 1943 году по всему югу города. ДОТы находились в прямой видимости друг от друга. Большинство из них сохранились.

Памятник «блокадному трамваю»

Мемориал установлен в 2007 году у дома 114 по проспекту Стачек. Это, так скажем, «двойной» памятник. Он, во-первых, посвящён столетию петербургского трамвая, а во-вторых, отсылает нас к военному времени: здесь, перед самым въездом в город шоссе перегораживали баррикадой из трамвайных вагонов, нагруженных песком.

Трамвай МС-4, восстановленный сейчас до мельчайших подробностей, выпускался на Кировском заводе. Такие трамваи работали в блокаду и возили не только пассажиров, но и грузы разного назначения. Возобновление трамвайного движения в апреле 1942 года после первой блокадной зимы имело огромное значение для города.

Противотанковый надолб

Этот объект никак не обозначен, нет таблички, надписи, но, тем не менее, это тоже памятник – часть внутренних оборонительных укреплений Ленинграда. Здесь, Петергофское шоссе (теперь это проспект Стачек), как наиболее танкоопасное направление, преграждал противотанковый ров и несколько рядов надолбов. Все эти линии обороны строили ленинградцы: женщины и подростки в суровых условиях блокады.

Это место с давних пор называется «Привал»: здесь останавливались на отдых в том числе и императоры с семьёй, следовавшие в Петергоф, а также солдаты, маршировавшие, например, в Красное Село. Очень редко, но всё же до сих некоторые пожилые вагоновожатые объявляют остановку, официально называющуюся «проспект Стачек, 111», как «Привал». Здесь — развилка двух дорог: на Красное Село (и далее на Нарву) и на Петергоф. Раньше, в том числе и во время войны, эта развилка находилась чуть восточнее современного перекрёстка проспектов Стачек и Маршала Жукова.

Полежаевский парк

Благодаря неухоженности Полежаевского парка, здесь до сих пор сохранились окопы и блиндажи Великой Отечественной войны, а также большое количество воронок от немецких бомб и снарядов. В Полежаевском парке, где впоследствии проложили мемориальную аллею Славы, проходил передний край обороны, до немецких позиций – несколько сотен метров. Начало аллеи от Петергофского шоссе обозначено мемориалом «Якорь», установленным в память о морских пехотинцах, защитниках города. Вдоль аллеи Славы высажено 900 берёз. Здесь встречаются такие же противотанковые надолбы, как мы видели на проспекте Стачек, только декоративные. На некоторых ещё с 1960-х годов сохранились таблички с названиями организаций, коллективы которых брали шефство над участками аллеи.

До войны в парке появился рабочий посёлок Клиново. В 1941-1942 годах немцы полностью разрушили его авиационными бомбардировками и артиллерийским огнём. На большой площади раскиданы бетонные и гранитные глыбы – фундаменты клиновских домов. Здесь находится братская могила двух детей и трёх неизвестных воинов, погибших во время одного из первых обстрелов в сентябре 1941 года. Поднявшись выше и пройдя вглубь парка по аллее Славы, мы видим деревянную церковь. Храм построен в честь святой равноапостольной Нины. День её памяти отмечается 27 января – в День снятия блокады. При церкви появились несколько братских могил, где похоронены останки бойцов, найденных поисковиками здесь же, в Полежаевском парке.

Немецкие тобруки на речке Ивановке

Мы переходим бывшую линию фронта и попадаем на территорию, которая была оккупирована так называемой стрельнинско-петергофской группировкой фашистов. Три тобрука в зелёной зоне долины речки Ивановки больше похожи на канализационные коллекторы. Тобрук – это немецкий пулемётный ДОТ, рассчитанный на одного или двух бойцов.

Когда гитлеровские планы блицкрига разбились о стены Ленинграда и Москвы, немцы стали переходить к стратегической обороне. Тобруки находились во втором эшелоне обороны противника. Такие же сохранились на атлантическом побережье Франции.

Дом №13 по 2-й Комсомольской улице

Название улицы – топонимический пережиток. Никакой 1-ой Комсомольской улицы больше нет (теперь эта улица носит имя лётчика Пилютова), а 2-я осталась. Здесь сохранились здания, пережившие Великую Отечественную войну. Нам наиболее интересен дом №13: он до сих пор имеет отчётливо видимые по всему фасаду следы пуль и осколков.

Возможно, именно около него в октябре 1941 года наши морские десантники, высадившись в тылу у врага, вступили в неравный бой с гитлеровцами, нанеся им серьёзные потери. Дом этот подлежит расселению и, скорее всего, последующему сносу.

Подготовила Ксения Савельева / ИА «Диалог»