Site icon ИА «Диалог»

Без крыши дома своего: как работают пункты обогрева для бездомных и кто в них живёт

Бездомные — часть любого города, своего рода призраки, которых обычные люди стараются не замечать. Зачастую при встрече с ними прячут глаза, стараются обойти их стороной, брезгливо морщатся и пытаются скорее вытеснить из памяти образ потрёпанного жизнью человека. Петербург — единственный в России город, где есть такой благотворительный проект как «Ночлежка». Эта общественная организация кормит бездомных на улицах и предоставляет им кров, помогает восстановить документы, найти постоянное жильё и работу. В холода «Ночлежка» открывает для бездомных пункты обогрева. Здесь люди без постоянного места жительства могут поесть и переночевать. Весной пункты закрывают до следующего сезона. Сейчас в городе остался один, и он проработает до 21 апреля — несмотря на то, что погода в городе пока совсем не весенняя. «Диалог» посмотрел, как работает пункт обогрева и узнал, кто там ночует, и почему эти люди оказались на улице.

Не зарекайся

«Ночлежка» — благотворительная организация и средств на круглогодичную работу пунктов обогрева нет. Зимой их открывается несколько, однако календарной весной пункты начинают постепенно закрывать — во многом это зависит от договорённостей с районными чиновниками и прочими ответственными службами. Сейчас действует только один пункт обогрева. Он находится на Минеральной улице, во дворе заброшенного многоквартирного дома: рядом сплошные предприятия и автосервисы, напротив — заброшенная стройка. Общественный транспорт здесь ходит не часто.

Открывается пункт каждый вечер в 20:00. К этому времени к металлическому забору того самого заброшенного дома стекаются бездомные. В самой ночлежке работают дежурные от проекта. Их задача следить, чтобы люди были трезвые, чтобы палатка была отоплена и чтобы нуждающиеся получили еду.

К открытию пункта сегодня пришли человек 30. Во дворе бродяг встречает пёс-дворняга по кличке Ричи или Ричард. Обитатели ночлежки шутят, что он аристократ. У Ричи здесь своя будка, к новым посетителям он относится настороженно: рычит, но не кидается. В своё время бездомные спасли пса от смерти, когда того сбила машина. Кто сколько смог, пожертвовал на лечение Ричарда.

Чуть глубже во дворе стоит сам пункт обогрева. Гигантская палатка с печкой внутри, с электричеством. У входа в палатку на импровизированной лавочке из досок сидят мужики, курят, кто-то общается, кто-то замкнулся в себе. Среди них Макар, на вид ему не больше 30 лет. На улице он не так давно, с ноября. Из дома его выгнала мать, документы утеряны, а без них устроиться на работу не может — ждёт, когда восстановят паспорт, а пока скитается, банки собирает. Часть своей скромной выручки от собирательства жертвует в ту же «Ночлежку», а к жизни относится философски.

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Если ты говоришь, что этого с тобой никогда не произойдёт, значит, ты уже встал на путь к этому. Никогда не думаешь, куда попадешь. Это закон, — уверен Макар. — У людей самые разные истории. Часто это конфликт в семье, кого-то дети из дома выгнали, кого-то родители. У нас есть здесь женщина, которую сын выгнал. Она приняла решение больше не беспокоить его и пришла сюда, хотя у неё есть пенсия, есть документы. Кого-то обманули чёрные риелторы и выгнали из дома, кто-то пьянствовал и так достал соседей, что те правдами и неправдами нашли способ избавиться от него. Некоторые из тюрьмы вышли, им некуда податься».

Для Макара «Ночлежка» — это не просто тёплый кров, но и поддержка, общение.

«Одному на улице нельзя выжить. Просто замёрзнешь, пальцы отморозишь, поймают, изобьют. Не буду подробно рассказывать, вы сами можете догадаться, что делают с бомжами. Бездомные — это, получается, бесправные люди. Вот восстановят документы, работать пойду, выберусь», — говорит наш собеседник.

Помогли чужие

Сама палатка небольшая, но вместительная. Люди располагаются прямо на полу, на ковриках. Слева от входа печь. За ней стол с едой и чаем. На ужин макароны. Кто-то подсуетился и поставил на стол чеснок, чтобы друзья по несчастью не болели. Чай с сахаром и лимоном.

Коврики лежат в три ряда. Люди подходят к столу, берут тарелку, чашку с чаем и идут к своему месту. В палатке даже жарко, но неприятного запаха почти нет. Бездомные, которые приходят сюда, пользуются ещё одной услугой «Ночлежки» — прачечной. Это ещё одно важное условие, чтобы иметь возможность спать в палатке, помимо того, что нужно быть трезвым. Поэтому среди обитателей пункта обогрева можно увидеть много прилично одетых людей. Столкнувшись с ними на улице, сложно было бы узнать в них бездомных.

В их числе 30-летняя Фарида Давронова. Она приехала в Петербург из Самарканда на заработки. Сначала всё шло неплохо: устроилась на работу уборщицей в фитнес-клуб, её приютила знакомая, та же знакомая заняла ей 35 тысяч рублей, а потом работодатель заявил Фариде, что без разрешения на работу она больше не сможет трудиться у них. Поиски новой работы не увенчались успехом, тем временем знакомая стала требовать назад деньги, а услышав, что денег нет, выставила женщину за дверь, отобрав документы и даже сотовый телефон, по которому Фарида могла связаться с братьями, которые сейчас живут в других регионах. Без крова она скитается уже неделю.

«У меня на руках не было даже рубля. Я не знала как поступить, — плачет Фарида. — Она [приютившая знакомая] тоже из Узбекистана, тоже мусульманка. Я доверяла ей, а со мной вот так поступили. Первый вечер я провела в метро «Приморская», потом пришла в «Ночлежку». Мне помогла незнакомая русская девушка. Она нашла как сюда добраться, дала денег на дорогу, дала одежду. Спасибо ей большое. Сейчас я утроилась уборщицей работать. Как заработаю, отдам деньги и верну свои документы».

Выбрался сам — помоги другому

Михаил здесь работает в качестве дежурного по палатке. О том, что значит быть бездомным знает не понаслышке. Сам скитался семь лет. Когда-то попал в тюрьму за кражу, вышел на свободу, пришёл к брату в коммунальную квартиру, а тот отказался его прописывать и выпроводил на улицу. Долгие годы он писал во всевозможные инстанции, доказывая, что имеет право на жильё брата. Не так давно государство выделило ему комнату.

«Некоторые люди не понимают, что нельзя сдаваться, и начинают пить. Я писал на протяжении семи лет, и добился своего, государство мне вернуло комнату. Сейчас я работаю, в паспорте есть прописка. Вспомнил, как мне помогали, когда был бездомным, и пришёл помогать «Ночлежке». К слову, первая палатка появилась в 2011 году, а до этого приходилась ночевать и в подворотнях, и в подвалах, и на чердаках», — делится опытом Михаил.

В благотворительной организации его задача следить, чтобы среди бездомных не было пьяных, чтобы не было конфликтов, чтобы везде был порядок. А ещё он ведёт журнал, в котором регистрируются все, кто приходит в палатку на Минеральной улице. В этот вечер в нём записано 35 человек. Среди них есть «постоянные» жильцы, но не редкость, когда люди меняются. Так, всего за сезон холодов в этой палатке переночевало более 400 разных человек.

Нельзя заменить государство, но можно просто помочь

Петербург — единственный город в России, где существует подобная благотворительная организация для бездомных. За годы работы проекту удалось сделать многое: сотням человек помогли восстановить документы, найти работу, жильё, дали юридические советы, направили в нужное русло. От самих бездомных требуется лишь желание выбраться из трудной жизненной ситуации.

Этой зимой в Северной столице работали два пункта обогрева: в Калининском и во Фрунзенском районах Петербурга. За пять месяцев через них прошло более 700 человек. Но «Ночлежка» — это не только тёплые палатки для сна, это и ночной автобус, и прачечная, и консультационная помощь. Сейчас пункты обогрева работают лишь в холодное время, но у организаторов проекта есть идеи их развития.

«Есть надежда организовать в этом году пункт обогрева на базе нескольких контейнеров, в которых бы размещались туалет, душевая, стиральные и сушильные машины. Это должно быть место, куда бы человек мог прийти, постирать, высушить свою одежду, помыться. Мы сейчас планируем открыть такой пункт во Фрунзенском районе рядом с той палаткой, которая там была до 31 марта. В планах реализовать этот проект на круглогодичной основе. Но говорить об этом пока рано, поскольку силами одной небольшой благотворительной организации нельзя подменить роль государства», — объяснил координатор благотворительного фонда Андрей Чапаев.

Кроме прочего «Ночлежка» проводит и другие акции поддержки: например, собирает для бездомных куличи и пасхальные яйца к Пасхе, а к Новому году — мандарины и банки с тушёнкой; устраивает благотворительные концерты; помогает с одеждой. Не так давно проект запустил тест на «индекс уязвимости»: с его помощью можно узнать, какие у человека есть риски оказаться без дома. Тест говорит нам, что бездомность – это не какое-то абстрактное далёкое понятие. К сожалению, это всё очень близко. От улицы никакой страховки нет.

Подготовила Евгения Петрова / ИА «Диалог»