Site icon ИА «Диалог»

Человечность как инфоповод. Как петербуржцы помогали друг другу в день теракта

«Водители выкрикивали свой маршрут и забирали с остановок тех, кто хотел уехать»

Путь до работы у Анны, как и у десятков тысяч петербуржцев, лежит через «Технологический институт». По утрам до этой станции метро девушку обычно провожает её молодой человек. После чего каждый ныряет в свой вагон и разъезжается по разным веткам. Так было и в день теракта.

«О том, что случился теракт, я узнала на работе», — вспоминает моя собеседница. — «Поначалу просто не поверила. Потом пришёл страх».

Страх такой силы, когда кажется, что меняется биохимический состав крови. А дальше — звонки. Самым близким, близким и просто знакомым. Важно, чтобы каждый ответил. Но мобильные сети перегружены, и до многих так и не получилось дозвониться. (На выручку пришла социальная сеть «ВКонтакте», где каждый мог, ответив на вопрос коротким «Да», сообщить своим друзьям и подписчикам, что с ним все в порядке).

Метро закрыли. И Анна, как десятки тысяч петербуржцев, не могла уехать домой. Почти сразу после трагедии было объявлено, что общественный транспорт будет работать бесплатно. Крупные компании-перевозчики также предлагали горожанам безвозмездно воспользоваться услугами такси. Но даже это не спасало. Двери автобусов еле закрывались под натиском людей, а номера телефонов для заказов такси были безнадёжно заняты. Пробки по городу — в максимальные 10 баллов, а человеческие, особенно на центральных улицах города, и того больше. Многие, кто помоложе, просто шли домой пешком — даже если путь лежал из центра на самые окраины.

«У меня в телефоне нет навигатора, и о том, что обычные автомобилисты предлагают подбросить до дома тех, кому по пути, просто не знала. Я пробралась через толпу на углу Невского проспекта и улицы Восстания, и стала ждать на остановке троллейбус №1. Не было давки, не было паники, все люди были очень спокойны и сосредоточены. То и дело у кого-то звонил телефон. И с разных сторон слышалось: «Я жив», «Всё в порядке», «Пытаюсь доехать». А потом — это было уже после шести вечера — к остановке начали подъезжать машины. Водители выкрикивали свой маршрут и забирали с остановок тех, кто хотел уехать. У кого-то на лобовом стекле были бумажки, например, с надписью: «На Ваську». Тогда появилась уверенность, что и я доберусь сегодня до дома», — рассказывает Анна.

Между тем, петербуржцы, у которых в телефоне навигатор есть, могли наблюдать удивительную картину. Вся карта «Яндекс-навигатора» горела объявлениями: «Кому на Петроградку, есть два места», «Подброшу до Купчино, одно», «Беру четверых до Ветеранов» — и номера телефонов. Самым популярным хэштегом в соцсетях в эти часы был #домой. По нему можно было найти попутную машину — или, наоборот, желающих добраться в свой район города.

«Я пропустила три автобуса — невозможно было войти — и примерно семь машин», — вспоминает Анна, — «А потом подъехал какой-то джип, и я наконец услышала: «Петроградка». Нас было четверо, кого подобрали. Мы ехали медленно, по пробкам, но всё равно это было лучше, чем стоять на холоде в неизвестности. В тот момент мыслей было мало, а эмоции были какие-то глухие. Не хотелось ни о чем думать. Мне кажется, и у моих попутчиков было похожее состояние, потому что все молчали. Играло радио. Если бы не оно, то мы бы погрузились в полную тишину. Изредка у кого-нибудь звонил телефон. И всё те же слова: «Со мной всё в порядке, еду». Нас везла девушка. Денег она не взяла, хоть мы и предлагали».

Уже почти расставшись, Анна сказала: «Мне до сих пор не верится во всё, что произошло. Это невероятная жестокость. Варварство. До боли жалко тех, кто пострадал».

На следующий день после случившегося девушка спустилась в метро и поехала на работу.

За одним добрым делом, как петельки при вязании, потянулись другие. Для тех, кто помогал развозить домой людей, АЗС «Газпромнефть» предлагали заправиться бесплатно на 500 рублей, а в ресторане «Две палочки» до трёх часов ночи кормили бесплатным же комплексным ужином — чай и суп.

Всего за бензином, как подсчитали по нашей просьбе на АЗС, обратились около 1200 водителей-волонтёров. Но их наверняка было больше. Кто-то просто не доехал. Например, Ирина Волкова и её муж Михаил, которые узнали об этом поздно и были слишком уставшими, чтобы ехать на заправку.

«Я, как и многие, узнала о трагедии на работе. Мимо наших окон проносились машины скорой помощи с сиренами. Был шок. Никак не могла поверить. После работы стала писать в социальных сетях и в «Яндекс-навигаторе» сообщения о том, что мы с мужем можем подвезти. Правда, там никто не откликнулся. И мы решили просто предлагать помощь тем, кто стоял на остановках. Забирали от станции метро «Балтийская». Женщин, девушек и пожилых. Многие не знали, что водители города объединились и развозят по домам, кто-то сначала пугался. Приходилось объяснять. Люди удивлялись, но с нами ехали. К тому моменту кто-то уже долго шёл пешком. Например, одна девушка рассказала, что около двух часов шла с Петроградской стороны, и ей было не сесть ни в один автобус и ни в одну маршрутку — все были переполнены. Сердце просто разрывалось и у меня, и у мужа Михаила, поэтому и поехали. Не смогли спокойно сидеть дома и смотреть новости, очень хотелось помочь людям», — поделилась Ирина.

На следующий день Ирина отвезла на работу двух своих коллег.

«До конца недели ещё попробую кому-нибудь помочь», — говорит Ирина, — «У многих стресс. И, я думаю, будут те, кто побоится первое время спускаться в метро».

«Человеку нужен человек»

После таких трагедий многие стараются воздерживаться от слов, чтобы не прослыть кликушей или, наоборот, доморощенным сухарём. Но на этот раз людям действительно было что сказать. Волна постов захлестнула социальные сети. Под хэштегами #домой, #питерпослевзрыва и #ялюблюпитер пользователи каждый на свой лад восхваляли город и его жителей.

Автором одного из популярных постов стала петербурженка Наталия Франкель. Её пост за считанные часы шаровой молнией разлетелся по сети. Тысячи людей цитировали её слова, порой даже не зная, кто их автор: «Весь навигатор в троеточиях – везут во все концы. На Коменду, на Просвет, на Дыбенко, во Всеволожск, в Купчино, в Ульянку. Обещают воду, еду, детские кресла. Отзывчивые, живые люди вокруг. Бесплатные такси, бесплатный бензин волонтёрам, на Московском проспекте парень с машины раздавал тем, кто идёт пешком, бутылки с водой и бананы. Удивительный город, удивительные люди. К вечеру в соцсетях появилась куча сообщений типа «Кто не может уехать – приходите, живу около «Петроградской». Будем пить чай и гладить котов». Гладить котов. Котов. Гладить. Это же мощнейший антистресс. И снова эти мурашки, и безграничные соболезнования всем, кого коснулась сегодняшняя беда».

«Я рада, что пост получился таким», — делится с «Диалогом» Наталия, — «Искренним, добрым, попадающим в боль и гордость одновременно. Показывающий хорошее в такой тяжелый день. Никаких ожиданий вирусности — я просто написала то, о чем думала. А оказалось, что это важно и ценно для десятков тысяч людей по всему миру. Что самое важное во всей этой истории с помощью? Это было как волна. Благодаря интернету, мессенджерам, навигатору мы сами смогли решить сотни вопросов. Массово, без истерии и показухи. Люди моментально сориентировались, начали объединяться, создавать чаты, придумывать схемы максимально эффективного движения в условиях паралича городской дорожной системы. Просто люди, которых никто не назначал, не выбирал, решали вопросы чётко, быстро, эффективно. Потому, что неравнодушные, потому, что не всё равно. Потому что человеку нужен человек».

И сегодня Наталия публикует на своей странице, популярной среди пользователей Сети, важные новости, так или иначе связанные с трагедией, тем самым привлекая к ним необходимое внимание.

«Приходите гладить котов и пить чай»

«Мы смотрели из наших окон на Невский: там было огромное количество народу»,- рассказывает управляющая свободного пространства «Циферблат» Наташа Тышкевич, — «Люди не умещались на тротуары. Все пытались попасть в автобусы или останавливали машины. Но людей всё прибавлялось».

Сотрудники «Циферблата» решили позвать к себе людей за символическое пожертвование, а не по обычным тарифам: «Все, кто в центре и пока никак не может добраться домой, приходите к нам. Будем пережидать вместе».

«Люди заходили до тех пор, пока транспортная ситуация не улучшилась. Зарядить телефон, вызвать такси, просто погреться. Потому что замерзли стоять столько времени на улице. Но мы честно считаем, что не сделали ничего особенного».

Откликнулись и другие рестораны и кафе в центре Петербурга, где ожидающих подходящего транспорта было особенно много. Петербуржцев зазывали на бесплатный чай и кофе. Были приглашения и от обычных людей. Одно из них, благодаря посту Наталии Франкель, скорее всего, запомнят все — так прочно оно вплелось в канву той истории, которая сложилась в этот день. «Кто не может уехать – приходите, живу около «Петроградской». Будем пить чай и гладить котов». Ещё более неожиданным предложением огорошили многие психологи Петербурга, предлагавшие бесплатные консультации.

Послесловие

Психолог Евгения Шестакова: «Как мы принимаем решение о том, прийти на помощь или нет? Чаще всего, это происходит не на рациональном уровне, а гораздо глубже, на уровне бессознательного. Для нашего бессознательного не существует концепции времени. Оно не оперирует такими абстрактными категориями как «раньше» или «в будущем». Для него существует только «сейчас». И решения, которые человек принимает сейчас, оказываются самыми точными и верными. Они приносят человеку ощущение уверенности, что он всё сделал правильно. Жители Петербурга проявили свои лучшие качества. Волонтёры, которые объясняли людям, куда двигаться, и где делает остановки автобус. Кафе, где бесплатно предлагали чай и кофе тем, кто застрял в городе. Родители и коллеги, готовые забрать детей из садиков и школ. В этот день все рады были прийти друг другу на помощь. Петербуржцы вели себя очень достойно и показали всему миру силу и красоту русского духа».

Подготовила Александра Заспа / ИА «Диалог»