Кинолог Надежда Тарасова
Дружба для меня это отклик, отклик на беду, на радость, на просьбу о помощи. Это разделение интересов и желание делиться моментами своей жизни. Друзей я определяю по умению слушать и вести диалог. Друг всегда послушает, будет смотреть в глаза и никогда не скажет: «У меня нет времени».
Дружба собаки и человека совсем иная, в её основе лежит подчинение. Собака воспринимает человека как альфу, она следует за ним как за предводителем стаи и при этом всячески пытается угодить ему. Между собакой и человеком устанавливается настоящая духовная связь, хозяин понимает собаку с полуслова, и она его тоже.
Собака способна разделить горе и радость так же, как человек, только гораздо эффективнее.
Это дружба, которая граничит с глубокой ответственностью и безграничной любовью к питомцу, жизнь которого очень коротка. Хочется сделать всё возможное для его счастливой жизни. Люди и собаки разговаривают, но на своем языке. Собака способна разделить горе и радость так же, как человек, только гораздо эффективнее.
Дружба может начаться в любой момент жизни. Стоит, наверное, различать детскую дружбу, дружбу между людьми одного пола, людьми разного пола, дружбу между коллегами и дружбу между одноклассниками. У всех видов есть свои особенности. Думаю, человек проходит за жизнь через несколько видов дружбы.
Психолог, гештальт-терапевт Андрей Сердюков
Дружба – это форма отношений между двумя людьми, которая предполагает заботу, внимание и поддержку на бесплатной основе. То есть бескорыстие и альтруизм. Дружить – это, когда само по себе приятно заботится о том, кто нравится. Дружба начинается с момента, когда твоё доверие вырастает до уровня граничащего с безумием. Когда веришь, что друг сделает ради тебя что-то такое, на что другие люди вряд ли пойдут.
Друзья детства не обязательно таковыми остаются навсегда. Мне кажется, самая крепкая — взрослая дружба. Возможно, чем она дольше, чем длиннее общая история, чем больше нас связывает воспоминаний и совместных дел, тем наша дружба ценней и крепче. «Может быть, я перерос наши отношения и по старой памяти могу ещё чего-то для тебя сделать, найти, простить, но мне с тобой уже не интересно, мы разные и живём «про разное». И тогда мне гораздо понятней и ближе тот, кто разделяет мои актуальные ценности и события. А вообще, чем ты старше, тем труднее заводить друзей, потому что взрослые – циничные меркантильные твари. Лучше заводить друзей как можно раньше и как можно больше. На случай если половина отвалится. Или умрёт.
Про женскую дружбу я не знаю. Мужская есть. К женщинам тоже бывает, и основана она на уважении и симпатии, на совпадении в мироощущении. Если дружба перерастает в секс – значит, это не дружба, а любовь. Если, например, в попытку занять денег – это развод. Дружба онлайн – ложь и провокация. В соцсетях люди не дружат, они там завидуют и пытаются вызвать зависть. Соцсети по своей сути – суррогат общения, который в современном мире даёт ощущение общения. На самом деле это иллюзия. Соцсети только снижают навыки реального общения. Причем есть люди, которые это прекрасно понимают и пользуются этим, разводят шизоидных аутистов из соцсетей на деньги, секс и прочее.
А вообще, чем ты старше, тем труднее заводить друзей, потому что взрослые – циничные меркантильные твари. Лучше заводить друзей как можно раньше и как можно больше. На случай если половина отвалится. Или умрёт.
Хотя коммуникация важна, но это не про дружбу. Это про один из вариантов контактирования. Причём вариант урезанный до букв и эмодзи. В такой коммуникации очень много проекции, потому что не видно человека, не слышно его и не понятно, что с ним происходит, и обо всём этом можно только догадываться. Этим собеседники и занимаются, наполняя отношения своими фантазиями, иллюзиями и ожиданиями, которые обычно не реалистичны, а при столкновении с реальностью разлетаются в клочья. Новое поколение — почти поголовно шизоидные личности, а некоторые — на грани аутизма. Это может привести к тому, о чём писал Пелевин в «Снафе». К максимальной автономности. Но, слава богу, есть консерваторы, панки и демократы. Эти-то личности не допустят ничего подобного в ближайшие 50 лет.
Солист группы «Кирпичи» Василий Васин
Дружба – это когда тебе приятно делать человеку хорошее, и ему приятно делать что-то тебе на протяжении не менее пяти лет. Ещё это свободное общение. И способность простить что угодно. Дружба начинается в молодости. Почти все мои друзья, за редким исключением, – это люди, с которыми я познакомился в детстве, либо в возрасте лет двадцати. С годами друзей не прибавляется. Женщина с мужчиной тоже может дружить, но всё равно присутствует сексуальный подтекст, сознательно или подсознательно. И ещё, мне кажется, существует дружба онлайн. Я верю в это.
Старший научный сотрудник Социологического института РАН Елена Тыканова
Дружба в моем понимании – это измерение социального капитала. Социальный капитал, согласно известнейшему французскому социологу Пьеру Бурдье, — это, условно говоря, количество социальных связей между людьми и их «сила». «Сила» связи – это количество и интенсивность контактов, а также те обязательства между людьми, которые влечёт подобная связь. Если количество и интенсивность контакта высоки, а обязательства, которые стоят перед людьми, – велики, то в данном случае можно говорить о том, что существует «сильная» связь. Таким образом, человек имеет друга, если у него есть с кем-то «сильная» связь.
Например, у вас есть друг. Это означает, что вы должны иногда встречаться или каким-то образом контактировать, но не обязательно регулярно. Если у вас есть друг, то вы должны быть готовы ему помочь, вам необходимо откликаться на его просьбы и вообще вкладывать силы и эмоции в поддержание общения. Именно поэтому люди имеют ограниченное количество друзей — их нужно, что называется, «обслуживать», инвестировать в поддержание дружбы. В противном случае вы можете потерять друга или же получить претензии в недостаточности внимания к человеку, который считает вас другом. Например, друг вполне может обидеться на тот факт, что вы не пришли на празднование его дня рождения или же не смогли в сложной ситуации выгулять его собаку. В то время как в отношении знакомых и приятелей этот человек и не подумает реагировать подобным образом.
Обращение к множеству бывших сослуживцев, знакомых, приятелей, «тусовке» более эффективно при получении нового рабочего места, чем обращение к друзьям.
Дружеские связи характеризуются тем, что мы поддерживаем нашего друга и с меньшей долей вероятности откажем в его просьбе. С другой стороны, дружба должна быть реципрокна, то есть взаимна и симметрична: мы всегда можем мобилизовать наши «сильные» социальные связи, то есть рассчитывать на друга, его участие, помощь и поддержку. Не только финансовую, но временную и эмоциональную. Например, друг может проговорить с вами полночи по телефону и поддержать вас, если вас уволили с работы или вы потеряли домашнего питомца. Друг с большей вероятностью даст вам в долг и пустит переночевать.
В дружбе мы доверяем. Это значит, что мы готовы быть уязвимыми перед другом, поскольку уверены, что он не воспользуется этой уязвимостью и проявит взаимность. «Сильные» социальные связи выполняют функции эмоциональной поддержки, оказания помощи здесь и сейчас, обеспечения доверительной коммуникации. Между тем, «сильные» социальные связи в виду их малочисленности, согласно мнению социолога Марку Грановеттеру, не подходят, например, для поиска новой работы.
«Слабые» связи – это многочисленные и разветвлённые социальные контакты, в которые мы «вкладываемся» намного меньше, чем в друзей. Поэтому обращение к множеству бывших сослуживцев, знакомых, приятелей, «тусовке» более эффективно при получении нового рабочего места, чем обращение к друзьям. Это удивительный подтверждённый научно факт, который существует на фоне распространенного житейского стереотипа, согласно которому работу проще найти «через» друзей или близких родственников.
Дружба возникает при наличии сильной связи между двумя людьми. Появление «настоящего» друга может произойти в любой момент и зависит от индивидуальной жизненной траектории человека, но также его социально-экономического и демографического параметров. Например, представителям высшего класса сложнее «дружить», поскольку дружба априори подразумевает высокий уровень доверия и, при неоправданном доверии, — высокий уровень риска.
Представителям высшего класса сложнее «дружить», поскольку дружба априори подразумевает высокий уровень доверия и, при неоправданном доверии, — высокий уровень риска.
Представляется, что «вечный» вопрос о дружбе мужчины и женщины является следствием патриархального и сексистского общественного устройства, в котором за мужчиной закреплены активные позиции и социальный успех, тогда как женщина должна быть покорной и являться объектом сексуального желания мужчины. Вследствие такой гетеронормативности мужчина и женщина не могут дружить, поскольку женщина будет всё время стимулировать сексуальные интенции мужчины. Если же мы посмотрим на женщину и мужчину как равноправных и самостоятельных личностей, то сразу же снимем подобную постановку вопроса.
Френды в социальных сетях запросто могут быть и друзьями в оффлайне. С другой стороны, онлайн-общение снимает множество эффектов, которое существует при живой коммуникации face-to-face, что облегчает взаимодействие и может привести к дружбе. Как уже отмечалось, дружба требует инвестиций и годится не во всех жизненных ситуациях, а слабые связи, среди которых могут быть «френды» в сети, выполняют свои специфические функции и могут быть полезны. Существует представление, что современная общественная ситуация, особенно в крупных городах, характеризуется процессами изоляции людей друг от друга. Например, когда люди не имеют плотных связей друг с другом, предпочитая только лёгкие и поверхностные контакты — скажем, довольствуются общением только со случайными знакомыми и малоизвестными френдами в Фейсбуке. Однако такой подход сильно критикуется, поскольку и в крупных городах люди стремятся обзавестись семьёй и имеют близких друзей, также как и разветвлённые сети социальных связей.
Подготовила Валерия Соколова / ИА «Диалог»