В понедельник, 27 февраля, портал «Яндекс.Новости» вошёл в реестр новостных агрегаторов, который составляет Роскомнадзор. Таким образом, деятельность самого популярного в Рунете сервиса для сбора новостей отныне регламентируется специальным законом, под который ранее уже попали два других подобных ресурса. «Диалог» разбирался в том, каковы могут быть последствия введения этой нормы.
Что такое новостные агрегаторы?
Это ресурсы, которые автоматически собирают новостные сообщения, опубликованные электронными изданиями, распределяя их согласно значимости и хронологическому принципу. Первыми в созданный Роскомнадзором перечень были внесены «Новости@Mail.Ru» и сайт «SMI2.RU», за ними последовали «Яндекс.Новости». Кандидатур на внесение в него изначально было шесть — кроме указанных, в «шорт-листе» были также «Рамблер-Новости», Google News и портал Microsoft Network.
Каковы юридические основания для создания этого реестра?
Федеральный закон N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был подписан президентом 23 июня 2016 года. Этот нормативный акт дополнил Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) положениями, устанавливающими правовой статус владельца новостного агрегатора.
В соответствии с частью 1 статьи 10.4 Федерального закона № 149-ФЗ, «владельцем новостного агрегатора является владелец программы для электронных вычислительных машин, владелец сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, которые используются для обработки и распространения новостной информации в сети Интернет на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более одного миллиона пользователей сети Интернет». Закон вступил в силу с 1 января, а к 21 февраля первые кандидаты на попадание в реестр должны были отчитаться о суточной посещаемости (чтобы понять, подпадают ли они под действие этой нормы).
Каковы обязанности владельца новостного агрегатора?
Владелец новостного агрегатора обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации при обработке и распространении новостной информации, хранить в течение шести месяцев распространенную им новостную информацию, сведения об источнике её получения, а также сведения о сроках её распространения, и обеспечивать Роскомнадзору доступ к этой информации.
Нужно отметить, что агрегаторы обязаны проверять всю распространяемую через них информацию – исключение сделано только для сообщений от СМИ, зарегистрированных в Роскомнадзоре. В таком случае за распространение недостоверной информации наказание несут, в первую очередь, сами эти СМИ: от агрегатора потребуют лишь удалить ссылку на такой источник из своей раздачи, и штрафовать его будут только в том случае, если он откажется это сделать или будет слишком долго с этим тянуть.
Сам же агрегатор могут обязать отвечать перед судом в случае, если в него попадёт (и будет им распространена) информация от незарегистрированного источника, признанная клеветнической, а также материалы, содержащие призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающие терроризм, экстремистские материалы, пропаганду порнографию, культа насилия и жестокости и материалы, содержащие нецензурную брань.
Другие «запрещённые» виды материалов – это (уже традиционно) «разжигание» по национальному, расовому, религиозному и прочим аналогичным признакам, а также персональные данные граждан, если это нарушает закон. В принципе, эти положения похожи на те, что действуют для СМИ.
Каковы последствия создания этого перечня?
Поскольку, как было указано выше, администрации агрегаторов придётся отныне проверять на достоверность содержающуюся в индексируемых СМИ информацию, это приведёт к резкому увеличению нагрузки на коллектив этих служб. На практике это уже заставило те же «Яндекс.Новости» отказаться от публикации в своих лентах сообщений СМИ, которые не зарегистрированы в России официально, потому что проверять все эти источники оказалось невозможно технически.
В свою очередь, это может вызвать проблемы для тех изданий, которые получают большую часть трафика (а значит, и внимания к рекламе) за счёт пользователей, которые переходят по ссылкам с агрегаторов, а не читают конкретный сайт.
«Как только партнёр подписывает новое соглашение об информационном сотрудничестве и присылает сервису копии необходимых документов, он сможет продолжить работу с Яндекс.Новостями в прежнем режиме. Ссылка на новое соглашение, перечень необходимых документов и информация об изменениях, которые произошли на Яндекс.Новостях 1 января 2017 года, доступны на нашей странице. Основные принципы работы Яндекс.Новостей и базовые требования к партнёрам остаются прежними. С ними можно ознакомиться в разделе «Информация для партнёров», — сообщили «Диалогу» в администрации «Яндекса».
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»