Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Емельянов обнаружил самое древнее письменное упоминание о дне рождения человека. Описание празднования учёный нашёл на клинописной табличке из храма шумерской богини Бау (хранится в Лувре) — которую профессор исследовал, работая над вопросами восприятия времени в древней Месопотамии. Переведенный учёным клинописный текст датируется второй половиной XXIV века до нашей эры — то есть, запись была сделана более 4,5 тысяч лет назад. Как рассказали в пресс-службе СПбГУ, на табличке указаны не только дата и месяц рождения человека, но и раскрываются подробности его празднования.
Сами клинописные тексты, пояснили в университете, давно известны шумерологам, но до сих пор не они были переведены и не рассматривались как источник по хронопсихологии. Переведённая Владимиром Емельяновым со старошумерского языка табличка представляет собой перечень жертв и рационов (количество овец, ягнят, козлят), приуроченных к рождению дочери шумерского царя Лугаланды. В тексте указано, что дочь правителя родилась «в день ослабления солнечного света», в месяц праздника Бау, который соответствует октябрю-ноябрю юлианского календаря.
«Мы можем предположить, что ребёнок родился при восхождении созвездия Скорпион, которое в III тысячелетии до н. э. маркировало осеннее равноденствие. Это время считалось связанным с миром мёртвых, так как на земле начинала господствовать тьма. Поэтому в тексте мы видим упоминания о жертвах, приносимых умершим правителям Энентарзи и Дуду, а также месту почитания Гильгамеша — «коменданта» подземного мира». Таким образом, клинописная табличка рассказывает о пиршестве в честь дня рождения царской дочери, в котором принимали участие не только живые, но и мертвые», — рассказал Емельянов.
Как указывается в релизе СПбГУ, до наших дней дошло пять табличек времён Лугаланды. Две из них хранятся в Эрмитаже, одна в парижском Лувре и одна — в Брюсселе. Все они так или иначе рассказывают о рождении людей и праздновании этого события (за исключением брюссельской таблички, которая просто сообщает о рождении мальчика у некой женщины).
«Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что документы с указанием даты рождения человека составлялись только в эпоху правления Лугаланды. Жертвоприношения по поводу рождения доставлялись и живым, и мертвым, причем отмечали рождение как детей царя, так и детей его родственников», — уточнил учёный.
По словам профессора, подобные записи шумерами и другими древними народами не велись ни раньше, ни позже. Ни в одной царской надписи или документе Ближнего Востока и классической Античности вплоть до V века до н. э. нет данных о времени рождения людей.