Site icon ИА «Диалог»

«Теперь только на Луну»: человек, прошедший пешком вокруг Земли, рассказывает о своём путешествии

Интервью с Сергеем Лукьяновым нам устроил его друг, координатор всего путешествия Михаил Соколовский. Весь путь он ежедневно связывался с путешественником, помогал, давал советы и даже пару раз приезжал порадовать товарища в середине и конце пути. На момент телефонного интервью, перед заключительным днём пешего марафона, Сергей Лукьянов отдыхал не в спальнике, а в теплой постели, что за все время путешествия было большой редкостью. В голосе ходока нет усталости, раздражения или желания отделаться парой общих фраз. Лишь иногда он сбивается и не может подобрать подходящих слов — и тогда Михаил подсказывает другу нужные определения.

Чем займётесь первым делом по возвращении домой?

— Буду обнимать жену Нину, в баню ходить с ней каждый день, радовать будем друг друга. Она меня любит, я её люблю — мы вместе почти 30 лет. И всё у нас как в первый день, каждый день — всё по-новому, и столько всего неизведанного у нас: что будет завтра, послезавтра, сейчас — всё в новинку. Мы друг друга никуда не отпускаем, мы всё время вместе, даже когда далеко друг от друга.

От слов Лукьянова вспоминается сказка о добром молодце, который искал по всему свету самую красивую девушку, но нашёл её в родном городе, где начинался его путь. Сергей Павлович, или, как называет его Соколовский, «Палыч», говорит, что всё так и есть. «С тыла зашёл, да», — улыбается в телефонную трубку Палыч.

А на неделю какие планы?

— Хочу поздравить внучку с днём рождения — ведь когда я уходил, она ещё не родилась, а 4 февраля ей исполняется год. Несу ей иностранный подарок в рюкзаке — заводную говорящую черепаху из Белоруссии.

Изначально маршрут Лукьянова был сложнее и витиеватее: в него входили 25 стран, в том числе Австралия. Из-за визовых проблем путь значительно сократился, но остался внушительным — более 23 тысяч километров пешком, не считая, естественно, двух перелетов. За время путешествия Сергей прошёл через всю Россию, Казахстан, Китай, Вьетнам, Лаос, Таиланд, Малайзию, Индонезию. Из Сингапура он отправился в Чили, затем в Уругвай, Аргентину, Бразилию — к Олимпийским играм Сергей Лукьянов пришёл в Рио-де-Жанейро. Оттуда он отправился в Тунис (самолётом), затем, паромом, до Италии, а далее через Словакию, Чехию, Австрию, Польшу и Белоруссию вернулся домой. Палыч пока не собирается ни в США, ни в Австралию, удовлетворившись тем путём, который прошёл. Но мысли о новых дорогах, пусть ещё и не оформленные окончательно, не покидают его.

— Мыслей всяких много, хочется очень много, но ничего конкретного в голову сейчас не приходит. Первым делом хочется со всеми поделиться прожитым опытом, дом на даче построить. Как это всё будет происходить, что за чем последует — я пока не знаю.

А был ли изначально у вас какой-то особый замысел? Может, он проявился в пути?

— Хотелось сделать то, что до меня никто не делал. Эта мысль мне нравилась — всю жизнь хотел пройти больше, чем кто-либо. Всегда я выбирал дистанцию больше, хотелось пройти ещё больше, неважно, на пять километров или в два раза. Дистанции стали растягиваться на сутки, потом на двое, потом ещё и ещё, и всё равно этого было мало. Теперь только вот на Луну надо, но там, говорят, дороги плохие и скользко будет.

К слову, плохие дороги Сергея Лукьянова пугали меньше, чем самый опасный зверь — человек. Однако даже недоброжелатели не останавливали путешественника, как и тоска по дому, жене и привычным вещам. По его словам, цель всей жизни всегда отвлекала его от страхов. Как признаётся путешественник, сдаться он не мог, потому что «шёл со всей страной, всем миром».

— Как бы я смог все бросить и всех подвести? Хочешь не хочешь, а все страхи в себе надо было успокаивать каждый раз по-разному. Один раз говоришь себе «я этого зверюгу не боюсь», и помогает, а в следующий раз — пугаешься, а ведь зверь мог себя повести по-другому (в дороге Лукьянов встречал диких зверей, в том числе медведей — прим. ИА «Диалог»). Но всё это потом интересно переживать, осознавать, вспоминать.

По словам ходока, радостей в дороге было много, однако самые приятные эмоции посетили его на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, когда к нему приехал Михаил Соколовский. С собой у друга была посылка и письмо из дома.

— Это было спустя год, как я его не видел. Обнялись, нацеловались. Потом вместе Новый год встретили, потом и жена один раз приехала: тоже были запоминающиеся моменты, которые останутся со мной навечно.

Однако не во всех странах дорога была гладкой. Южная Америка во многом разочаровала Палыча — под другим небом другого полушария ходили совсем иные люди. Часто — с недобрым умыслом.

— Никогда не знаешь, что у людей на уме и в кармане. Ситуация: встречаю людей, угощаю булкой, молоком. Едим вместе. Ложимся спать, и твои новые друзья начинают тебя грабить. Приходилось всё прятать в разные места. Ни в одной стране не было такого. Осталась привычка резко оборачиваться, если кто-то сзади идёт — страшно, что вдруг нападут. Надеюсь, все это быстро пройдёт.

Как отмечает путешественник, самые живописные и неожиданные картины открывались там, где он совершенно не ожидал их увидеть. Бывало и наоборот — спортсмен ждал великолепия из сказки, а заставал тривиальный пейзаж и разруху.

— Вот, например, Байкал. Думал, что будет невероятная красота, но вокруг много разрухи, народу мало, ничего не ухожено. В Китае есть места намного красивее, да и в Кисловодске у нас намного лучше. Бывает, ожидания не оправдываются. Зато Китай! Вот там всё по-другому, другая цивилизация, невероятные достижения. Где-то великолепная природа, где-то — города из фантастики, — делится Сергей Лукьянов.

Какое самое красивое место в мире?

— Конечно же, Петербург, Исаакиевская площадь! Лучше этого просто ничего нет. У каждого своё счастье. Я родился в Ленинграде и ни на что его не променяю — это мой родной город. Каждый человек должен любить свой край, ведь это навсегда его родное место.

А что у вас в рюкзаке сейчас?

— Десять пар носков, две футболки, трусов несколько пар, две шапочки, телефон, зарядка для телефона, два спальных мешка, самая миниатюрная аптечка — цитрамон и маалокс, ложка и вилка. Кстати, ножики находил часто вдоль трассы и когда проходил границу.

— Телефоны вдоль дороги находил сколько раз! — слышен голос Соколовского.

Айфоны были?

— Ага, целых два. А так — с десяток телефонов нашел. Даже один этот, как его — ноутбук. Дарил за ночлег, а иногда и просто так — ради улыбки. Здорово смотреть, как другие радуются.

Как известно, Лукьянов прошёл почти весь маршрут на пенсию — жил на 500 рублей в день, почти не бывал в гостиницах, изредка ночевал у добрых людей. О радостях богатых путешественников и спортсменов — комфортабельных номерах, массаже, разнообразной еде и других прихотях Палыч даже не задумывался. Вместо этого он спал в спальнике — так было безопаснее. Вместо дегустаций экзотических блюд питался колой, сыром и копчёностями. «Чтобы не траванулся, пищеварение чтоб было нормальное при +50!», — слышен на заднем плане голос Михаила Соколовского. Как объясняет сам путешественник, это было сделано осознанно — в его возрасте от непривычной еды можно было и заболеть. Что до спонсоров, об их отсутствии он совсем не жалеет.

— Я люблю ту дорогу, которую прошёл, и её не купить ни за какие деньги. Это счастье, что я прошёл её без денег. Если бы вышел на второй круг, начал все заново, то спонсоров бы не искал и денег бы не просил — просто обходил бы отдельные места, распланировал бы по-другому остановки.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»