Site icon ИА «Диалог»

ГМЗ «Царское Село» представил отреставрированные сани императрицы Марии Фёдоровны

В музей-заповедник «Царское Село» после длительной реставрации вернулись сани, сделанные в начале XIX века и принадлежавшие некогда императрице Марии Федоровны – супруге Павла I. Восстановлением исторического предмета занимались московские реставраторы из объединения «Феномен».

«Этот редчайший предмет, находившийся в плачевном состоянии, раньше хранился в фондах. Теперь он дополнил экспозицию «Придворный экипаж» в здании бывшей Дежурной конюшни. Посетители увидят исторические сани впервые. Средства на реставрацию предмета выделило Министерство культуры РФ», — рассказали в ГМЗ.

Двухместные «городовые» сани для троечной упряжи были изготовлены в 1807 году мастерской известного петербургского каретника Георга Гейгера «для собственных Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны разъездов». В 1814 году их подновили на мастеровом конюшенном дворе.

«То, что эти сани сохранились – настоящее чудо. Очень многие их «собратья» исчезли во времени и пространстве. А вообще среди экипажей российского Императорского двора было немало двухместных саней – их часто изображали на картинах и рисунках, однако до наших дней дошел  только этот образец», – рассказала хранитель музейной коллекции «Кареты» Ирина Бредихина.

Реставрация этого предмета заняла год. Понадобилась она, среди прочего, ещё и потому, что в прошлом сани несколько раз снимали в кино, для чего производили ремонт (не всегда качественный) и замену обивки.

«Самым сложным для нас стал процесс очистки поздних слоев, извлечения гвоздей – их было очень много. Обрадовались, когда под холстом обнаружили красное дерево. Тщательно подбирали краску, воссоздали утраченную бархатную полость, почти полностью утраченную, подбитую бобровым мехом», – пояснил художник-реставратор Олег Синицын.

Санки оснащены железными полозьями, а спереди имеется щит, закрывающий седоков от летящего снега. Вот как они описаны в документах Придворно-конюшенной конторы, где в «Описи парадным экипажам с 1838 по 1863 год» имеют номер 116 (который, кстати, сохранился на внутренней стороне крышки ящика под пассажирским сидением). «Сани двухместные, внутри обиты бархатом фиолетовым, подушка со свесом того же бархата, подушка и свес обложены широким басоном тканым серебряным с шелком, и таким же шнуром. На полу под ногами и у головяжки внизу ковер шерстяной разноцветный, и сверх оного положен постельник медвежий, при них полость того же лилового бархату, обложенная сверху таким же широким басонтом, как и внутри саней, с четырьмя такими же кистями на шнурах, а снизу оной полости подложено и сверху по краям обложено бобровым мехом;  для сидению кучера доска обита бархатом. У …саней слонки боковые с двумя дверьми и напереди у головяшки и сзади краснаго дерева, выкрашенные краскою черною и покрыты лаком, и в пристойных местах высеребрены; да при них пристяжка черной лакированной кожи…, две оглобли с дугою лакированные, с медными посеребренными приборами да чехол фланелевого полотна».