Site icon ИА «Диалог»

«Ваше платье изысканно, ваша тальма лазорева»: в Петергофе представили женские наряды Серебряного века

выставка как одевался великий немой исторические костюмы кинематограф большой дворец петергоф

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

В Большом дворце Петергофа с 21 декабря заработала выставка «Как одевался Великий немой». Странное на слух название – это отсылка к эпохе немого кино, поскольку главный предмет экспозиции – уникальные костюмы конца XIX и начала XX веков, периода «Серебряного века». Такая связь времён открывает богатый простор для ассоциаций и интерпретаций – которым в полной мере и воспользовались устроители этого показа моды вековой давности. Корреспондент «Диалога» побывал на открытии.

«Эта выставка немного необычная – это наш взгляд на моду Серебряного века через призму кинематографа. В конце XIX – начале XX века этот он завладел умами россиян и стал весьма модным: пусть [в обществе] и говорили, что это низший вид искусства, но все смотрели кино, все его любили. Здесь, в тронном зале, в июле 1896 года состоялся первый кинопоказ для императора: Николай II со свитой и приглашёнными ко двору смотрел фильмы братьев Люмьер, а один из братьев сам демонстрировал своё изобретение. Поэтому кинематограф очень быстро завоевал сердца публики. А костюмы из коллекции Натальи Костригиной, представленные здесь, в основном и относятся к этому периоду – и они как нельзя лучше отражают именно то время, когда герои и героини немого кино сходили с экрана и становились законодателями моды», — рассказала куратор выставки, хранитель ГМЗ «Петергоф» Марина Казнакова.

Всего на выставке представлены около 70 различных одеяний – практически исключительно женских, от шемизеток до пальто и плащей. Кстати, кто помнит, что такое «тальма», которая неоднократно упоминается в стихах поэтов Серебряного века – скажем, Андрея Белого и Игоря Северянина? Тальма – то есть плащ или накидка без рукавов – на этой выставке тоже есть, хотя само это слово забылось. Кстати, в этом была одна из проблем при организации коллекции (и выставки), признаётся владелица собрания, антиквар Наталья Костригина – большинство вещей поступили из чьих-то гардеробов, извлечённые из далёких сундуков и шкафов внучками и правнучками тех, кто их когда-то надевал. Но современные их хозяева уже не знали, как полагалось носить эти одеяния, а зачастую – не помнили и их названий…

«Здесь представлены костюмы, начиная с середины XIX века – более ранних у меня в коллекции нет – и до конца 1920-х годов. Это вещи, которые носили светские дамы – нет ни купеческих, ни народных – то есть речь идёт именно о светском дамском костюме имперского Петербурга. Некоторые из платьев, которые можно увидеть на выставке, могли носить и императрица, и её дочери. Всего собрание насчитывает более 450 единиц хранения и 50 единиц вспомогательного фонда; на выставке представлено 70 объектов. Вещи отреставрированы – над этим многие годы работали известные в нашем городе реставраторы по тканям, профессионалы своего дела, которых я просила привести платья в порядок. Они ухожены, вычищены, избавлены от пятен и запахов; восстановлены там, где были утраты», — пояснила Костригина.

выставка как одевался великий немой исторические костюмы кинематограф большой дворец петергоф

Кстати, о стихах. Дизайнеры выставки – Юрий Сучков, Яна Глушанок и Елизавета Васильковская – оформив стенды с использованием кадров немого кино (а на заднике – огромное изображение самого «Великого немого», представленного в виде цейсовского объектива с глазом посередине), решили добавить ещё один пласт истории – и выбрали из творений поэтов Серебряного века те, что посвящены кинематографу… Или, что вполне логично, дамским нарядам и женской красоте в принципе. Например, вот эти строки Андрея Белого:

Обернулся: из-за пальмы
Маска чёрная глядит.
Плещут струи красной тальмы
В ясный блеск паркетных плит.
«Кто вы, кто вы, гость суровый?
Что вам нужно – домино?»
Но, закрывшись в плащ багровый,
Удаляется оно.

«Коллекция наша живёт своей жизнью – поскольку музея, где она могла бы разместиться, нет, мы постоянно, все эти годы, занимаемся выставочной деятельностью. Были экспозиции в разных городах России – например, Омске, Екатеринбурге, Саратове; много раз выставлялись в Москве и Подмосковье – и во всех дворцах Петербурга (в том числе – в Русском музее), но каждый раз очень небольшие, локальные и тематические. Например, в Русском музее была выставка «Картина, мода, стиль». В Петергофе мы впервые – и эта выставка, на мой взгляд, очень яркая, эффектная и необычная, сильно отличающаяся от всех других», — добавила Костригина.

А вот каковы были потаённые мотивы и пружины, стоявшие за открытием этой выставки в Большом дворце Петергофа, рассказала директор ГМЗ Елена Кальницкая. По её словам, одной из задач было налаживание связи между миром антикваров – и государственным музеем. Дело в том, что, по словам Кальницкой, частные коллекционеры не слишком охотно идут на то, чтобы выставляться в «серьёзных» музеях – не в последнюю очередь потому, что боятся ошибок в атрибуции и, как правило, не любят слишком пристального внимания к своим собраниям. Задача ГМЗ – в том, чтобы сломать эту стену, а заодно решить ещё множество задач.

«Можно сказать, что сегодня замкнулся великий круг немого кино в Петергофе. Но у всего этого проекта есть ещё более обширное культурологическое значение. Во-первых, мы делали его под Новый год. Во-вторых, мы совершенно по-новому осмыслили пространство Большого дворца – мы позволили себе довольно мощное внедрение в хорошо знакомую классическую архитектуру. Было много сомнений, споров – но проект, я считаю, удался. В-третьих, мы сделали ещё один шаг на пути по освоению зимнего Петергофа – и это тоже очень важно: все хорошо знают, что мы – столица фонтанов, и к нам зимой, в принципе, люди не ездят. Поэтому мы решили всё-таки рискнуть и такой замечательной, знаковой выставкой привлечь к себе… сначала – дам, а за ними – и кавалеров, и детей. Мне кажется, это выставка для всех возрастов. Ну и сами вещи… они уникальны. Здесь сформированы отдельные микромиры – повседневной одежды, уличной и, конечно же, свадебного платья», — отметила Кальницкая.

По её словам, 5 миллионов человек каждый год приезжают в Петергоф, чтобы посмотреть имеющиеся там 32 музея. Конечно, не все эти заведения пользуются одинаковым интересом публики – больше посещаются классические и инновационные музеи, меньше – художественные. Поэтому в музее-заповеднике решили рискнуть – и постарались создать выставку, которая перебросила бы мостик от классического музея к инновационному. Увидеть эту экспозицию можно будет вплоть до 26 марта 2017 года.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»