Site icon ИА «Диалог»

Быть донором

Утро в этот зимний четверг у меня началось рано, хотелось успеть сдать кровь до начала рабочего дня. Кто-то, конечно, в такой день и вовсе не работает, дают же донорам справку на два оплачиваемых отгула, но я эти отгулы бережно коплю и откладываю. Тем более есть такая возможность, да и после кровосдачи у меня всегда прекрасное самочувствие. Этому способствуют и правильная подготовка к процедуре. Я, конечно, не говорю о каких-то трудоемких процессах. Нет, все элементарно.

Итак, донорам нельзя принимать алкоголь за 48 часов до кровосдачи и курить за пару часов до неё. На завтрак медики советуют съесть овсяную кашу на воде и выпить сладкий чай. Также важно накануне лечь спать пораньше, чтобы чувствовать себя бодро.

Кровосдача в петроградской станции переливания крови начинается с 8:00 и длится до 12:00. На входе нужно отдать куртку в гардероб, надеть бахилы и пройти к регистратуре, где, если вы сдаёте кровь впервые, на вас заведут донорскую карточку. Обязательно при себе нужно иметь паспорт.

До кровосдачи допускаются не только те, кто имеет постоянную прописку, но и те, у кого она временная, но имеет срок действия не менее полугода. Если всё в порядке и вы получили карточку, у вас берут кровь из пальца, к слову, это считается самой болезненной процедурой. Тут же устанавливается уровень гемоглобина, и если он в норме, то вам дают анкету и просят проследовать в кабинет врача трансфузиолога.

В анкете — общие вопросы о болезнях, о сделанных операциях, о наличии татуировок, о последнем посещении стоматолога, о приеме каких-либо лекарств за последнее время, об общем самочувствии на данный момент и так далее.

Трансфузиолог замеряет давление, при необходимости, просит встать на весы, если сомневается, что ваш вес — более 50 кг. Кстати, совсем худышкам, сдавать кровь противопоказано. Если вес и давление в норме, вас отправляют в кабинет для сдачи крови. При этом врач указывает объем крови, которую вы можете сдать, а это обычно 350 или 450 мл.

Кабинет представляет из себя просторное светлое помещение с четырьмя креслами для кровосдачи: два «праворуких» и два «леворуких». Все для удобства доноров: если ты левша, то у тебя будут брать кровь с правой руки и наоборот.

Перед тем как пройти в кабинет нужно разуться и предоставить свою анкету и паспорт сотруднице станции, стол которой стоит у двери. В паспорт она вложит справку на двухдневный оплачиваемый отгул с работы и квиточек на получение небольшой денежной компенсации. Сейчас это 574 рубля.

Когда вы оказываетесь в кресле, вокруг вашей руки накладывается медицинский жгут. При этом вам нужно сжимать и разжимать кулак, чтобы кровь шла лучше. Как в вену вставляется игла, лично мне, практически не чувствуется. Я уже говорила, что самое страшное здесь — сдать кровь из пальца.

Пока кровь от иглы в моей вене плавно перетекает в медицинский пакет, я спокойно читаю книгу, которую кстати, купила по пути сюда — «Гарри Поттер и проклятое дитя». Обычно кровосдача по времени занимает минут 10, но сейчас она для меня пролетела вообще незаметно.

Уже вставая с кресла, узнала, что могу получить удостоверение донора. Несмотря на то, что я давно сдаю кровь, у меня почему-то его не было, а теперь появилось. Мелочь, а приятно.

Еще одна приятная мелочь здесь — вкусное печенье или сухарики и сладкий чёрный чай. Пока наливала чай, встретила заведующего отделением станции переливания крови Первого Петербургского государственного медицинского университета имени академика Павлова Бориса Барышева. Мы поговорили. Именно он мне сказал, что доноров сейчас не хватает. В среднем в день их приходит около 60, а нужно — 80. Важен каждый донор, ведь нехватка крови может лишить кого-то жизни.

«Каждое отделение переливания крови заготавливает кровь под свои потребности. У нас 1,5 тыс коек НИИ центр Горбачева. О важности кровосдачи могу сказать так: нам нужно заготавливать эритроциты, срок их годности 42 дня, а они нужны постоянно. Плазма — срок хранения 3 года, но мы должны её координизировать полгода (выдерживать полгода — ИА «Диалог») Значит, опять проблема. Следующее — тромбоциты. Срок их хранения — 5 суток. К примеру, если поступает больной на трансплантацию костного мозга, ему делают операцию и через 21 день у него возникает потребность в тромбоцитах, если в ближайшие 2-3 недели или два месяца у него не будет тромбоцитов, которые хранятся только пять дней — вся наша работа равна нулю. Это будет летальный исход. Поэтому потребность в донорах у нас постоянная, а их не хватает. Нам нужно где-то на 40% больше того, что мы имеем», — рассказал Барышев.

К слову, в день, когда я пришла сдавать кровь, оказалось, что донорскую акцию проводит одна их петербургских организаций. Сотрудники скооперировались и пришли в станцию переливания крови. Так может сделать любая организация. Только изначально фирме нужно будет обратиться в благотворительный фонд AdVita, который в том числе занимается подготовкой компаний к сдаче крови.

Итого: Если подвести итог моего похода в станцию переливания крови, то я потратила на это от силы час своего времени. Не много, тем более если думать том, что кому-то это принесёт пользу. Можно, конечно, говорить, что такая помощь — всего лишь капля в море, но, как говорится, что есть море, если не множество капель? Обычно я выхожу из станции в хорошем расположении духа, но в этот раз была немного огорчена тем, что мне сказал заведующий. За то время, что я сдаю кровь, мне не раз приходилось отмечать, что желающих помочь другим становится больше, но этого всё равно мало. В самом начала я писала, что сама стала донором, прочитав об этом в газете. Хотелось бы верить, что кто-то последует моему примеру, прочитав этот материал.

Алла Бортникова / ИА «Диалог»