Итоги Года российского кино, которым был объявлен 2016 год, были подведены в пятницу на площадке V Петербургского международного культурного форума. Участники заседания, посвященного итогам киногода, рассказали о достижениях и сложностях, которые переживает отечественный кинематограф, сообщили в пресс-службе ПМКФ.
Председатель петербургского комитета по культуре Константин Сухенко перечислил самые значимые события киногода в городе, в число которых вошли крупные фестивали: «Послание к человеку», форум «Кино Экспо», «Ночь кино», 120-летие первых российских киносеансов, отмечавшееся на «Ленфильме», открытие модернизированных цехов «Ленфильма» и посещение киностудии Владимиром Путиным.
«Мы поддержали 26 фильмов на сумму 102 миллиона рублей. В прошлом году это были 53 миллиона рублей и 9 фильмов. Двадцать кинофестивалей в Петербурге позволяют представить всю палитру отечественного кинематографа: от независимых до детских и анимационных фильмов», — сказал глава комитета.
Также Сухенко отметил, что город гордится стартом проекта «Петербургская синематека».
Режиссер Алексей Учитель отдельно сказал о возглавляемым им фестивале «Послание к человеку», который в этом году собрал 44 тысячи зрителей. Особенно зрелищной была вторая мировая премьера фильма Вернера Херцога «О, интернет! Грезы цифрового мира», собравшая тысячи зрителей под дождем на Дворцовой площади.
«Фестиваль становится событием действительно международного значения: то есть до недавнего времени нас в мире знали больше, чем в родной стране. Теперь мы сократили этот разрыв», — заявил Учитель.
В рамках заседания состоялась презентация проекта «Чапаев», который призван стать главным информационным ресурсом для людей, желающих познакомиться с историей отечественного кинематографа, а также основой для будущего учебника российской киноистории. Проект представила главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус.
Руководитель секции «Кино» Культурного форума Федор Бондарчук отдельно рассказал о «Синематеке», до сих пор не получившей собственного здания в городе. Несмотря на это, развитие проекта внушает оптимизм.
«Наполняемость залов на синематечных показах — около 34% против 13% по России. Большая часть аудитории при этом становится постоянной. Зрители — 26-30 лет, более 40 лет и студенты. Самые посещаемые фильмы в этом году — «Солярис» и «Зеркало» Андрея Тарковского, «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «Курьер» Карена Шахназарова», — рассказал режиссер.
Среди премьер этого года Бондарчук также выделил фильмы «Дуэлянт», «28 Панфиловцев» и «Матильду» Алексея Учителя.
«Ясно, что Год кино не мог существенно поменять ситуацию на рынке — фильмы в основном делаются дольше, чем один год. Однако он способствовал нашему общению с властью на всех уровнях. При этом мы сами находимся в точке роста — прекратились разговоры «помогите нам, дайте денег». Российское кино становится конкурентоспособным, в том числе на Западе — прежде всего, это касается 3D-анимации», — прокомментировал ситуацию продюсер Сергей Сельянов, пригласивший также всех на скорую премьеру мультфильма «Три богатыря и морской царь».
Он в то же время назвал ситуацию с «Петербургской синематекой» «позором», подчеркнув, что если город не заинтересовался её судьбой в Год российского кино, уже не заинтересуется никогда. По словам Сельянова, именно в Год кино обозначились новые проблемы в отечественном кинематографе, связанные прежде всего с экономическим кризисом. Зрители стали ходить в кино более «прицельно», из-за чего широко рекламируемые американские блокбастеры и мультфильмы стали собирать больше денег, а фильмы меньшего бюджета, включая иностранные, — на треть меньше. В 2016 году только фильм «Экипаж» и мультфильм «Иван Царевич и серый волк» имели сборы, сравнимые с американскими.
«Каждый шажочек американского кино сопровождается продвижением в СМИ, в то время как нам говорят в прессе: если уж мы напишем, что начали съемки, то не ждите репортажа с премьеры. Сегодня весь годовой бюджет нашего кино равен бюджету примерно одного американского фильма. Если в СССР государство на наши деньги выделяло на кинематограф 66 миллиардов рублей, сейчас выделяется 5 миллиардов. Нужны ли какие-то комментарии?», — отметил продюсер.
При этом общие сборы российских фильмов превысили 8 миллиардов рублей, став рекордными в новейшей истории. Директор Фонда кино Антон Малышев добавил, что благодаря оборудованию кинотеатрами малых населённых пунктов отечественный кинематограф получил 700 тысяч новых зрителей. В новых кинотеатрах зарезервировано для российских фильмов как минимум 50% от общего потока. Участники заседания разошлись во взглядах, стоит ли вводить квоты на показ зарубежного кино, — против выступил Федор Бондарчук. По мнению актера и руководителя фестиваля «Золотой витязь» Николая Бурляева, к которому присоединился и Константин Сухенко, государство должно спонсировать не столько «американизированные» боевики, сколько картины, отражающие философию и рефлексию жителей России.
Следите за событиями Культурного форума — 2016 в нашем спецразделе