В Петербурге существует множество предприятий, изготавливающих светильники, однако лишь немногие могут похвастаться высокой степенью локализации. Завод Vitrulux в Красногвардейском районе Петербурга импортирует лишь диоды, которые используются в качестве источников света, а вот корпуса и схемотехника – собственного изготовления, и рассчитывают параметры приборов специалисты тоже сами. Корреспондент «Диалога» побывал на этой фабрике.
Светильники производства этой компании в обычных магазинах не продаются – они делаются по заказу. Например, сейчас предприятие занято изготовлением фонарей с алюминиевыми корпусами для реконструируемого к ЧМ-2018 стадиона «Лужники». Среди других крупных заказов – светильники для кораблей ВМФ, а также для сети АЗС «Газпромнефти» в Сербии. За последние шесть лет предприятие «подсветило» под ключ от 2500 до 3000 объектов.
«Что касается города и области, то мы сделали светильники для мемориала «Невский пятачок». Наша компания разработала концепцию подсветки, и подарила ему комплекс. Мы считаем, что главное в производстве светильников – это их КПД, надёжность и естественность света. На последнем хочется остановиться подробнее: большую часть жизни современный человек существует в условиях искусственного освещения, а для жителей Петербурга (и других городов нашей климатической зоны) – это соотношение и подавно не в нашу пользу. Но мы не можем существовать без света, причём естественного. Солнце мы считаем таким естественным источником, он нам подходит. Благодаря эволюции человек приспособился к таким условиям, но искусственные «поставщики» света получили заметное развитие только в последние сто лет. До того человечество никогда не ставило перед собой задачу создавать комфортное освещение: нужно было хоть какое-то – керосинки, лучины… Сейчас, в XXI веке, технические условия наконец-то появились, в первую очередь – благодаря светодиодам: это первое, что действительно обеспечивает качественный свет», — пояснил Бронислав Горлинский, генеральный директор компании Vitrulux.
Качество оценивается в первую очередь по тому, насколько этот светильник удобен для человеческих глаз. Вызывает ли его излучение усталость глаз, насколько нормальной оказывается передача цветов на бумаге и мониторах при таком освещении? За этими показателями следует энергоэффективность (или КПД) – диодные источники позволяют довести этот показатель до очень высоких значений по сравнению, скажем, с традиционными лампами накаливания.
Завод на улице Коммуны можно назвать производством полного цикла, за исключением производства самих диодов – их закупают в Японии, поскольку тамошняя продукция является самой качественной. Производство включает в себя цех механической обработки — корпуса вытачивают фрезеровщики; линию по производству плат, цех по производству оптических компонентов, отдел разработки силовой электроники.
На заводе также существует лаборатория, где специалисты проверяют уже изготовленные источники света на отказ, изучают их качество и количественные характеристики. При помощи специальных датчиков измеряют полный световой поток изделия, спектральный состав, индекс цветопередачи – последний показатель может быть особенно важным, например, для ламп стадиона, где зрители (и камеры) нуждаются в точной картинке, не «синеватой» и не «жёлтой». Это достигается путём применения особого многосоставного люминофора, найти нужное сложение которого – тоже непростая инженерная задача.
Уже готовый и собранный светильник могут поместить в климатическую камеру, где подвергают воздействию высокой температуры – чтобы посмотреть, не перегорит ли электроника, не «поплывут» ли характеристики светоизлучающего элемента. Руководитель отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Олег Круглов отметил, что включённые источники света могут работать и по году, чтобы можно было установить их долговечность, благо диоды – элемент долговечный, в отличие от спиралей ламп накаливания.
«По светотехнике как таковой мы выигрываем. По дизайну нас могут обойти итальянцы – они в этом очень сильны, но их изделия, как правило, не годятся для нашего климата. К нам часто приходят клиенты – и говорят, что им нравится зарубежный дизайн, но нужно решить конкретную светотехническую задачу. Скажем, есть только три точки подключения, но надо как-то это сделать – мы выкручиваемся и из этого», — рассказал Круглов.
На главной площадке предприятия работают более 50 человек, в основном – молодые, до 35 лет; всего же в компании – до 100 сотрудников. Как пояснил Горлинский, изначально его компания занималась наружной рекламой (отчасти это направление сохранилось), но затем один из заказчиков попросил также сделать подсветку для бизнес-центра. С этого и начался путь фирмы к свету, а точнее – к большой работе над светотехникой.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»