В ночь на субботу, 26 ноября, пришла новость о смерти Фиделя Кастро – лидера кубинской революции, возглавлявшего страну на протяжении почти полувека. Затем он уступил высшие государственные посты младшему брату Раулю – который и поныне занимает должности председателя Государственного совета и главы Совета министров – но оставался духовным авторитетом, выступая время от времени с речами и программными статьями. Ему было 89 лет (по другим данным – 90).
«Я здесь, чтобы сообщить нашему народу, нашим друзьям в Америке и мире, что сегодня, 25 ноября 2016 года, в 22:29 скончался главнокомандующий Кубинской революции Фидель Кастро Рус», — объявил в эфире государственного телевидения Кубы Рауль Кастро. Как заявил Рауль, в соответствии с волей покойного «его останки будут кремированы» — об этом пишет ТАСС.
Напомним, что Фидель Кастро Рус – сын владельца сахарной плантации, иммигранта из Испании. Левыми идеями он увлёкся ещё в детстве, а, получив образование на факультете права Гаванского университета, сразу начал борьбу против установившейся на Кубе в 1952 году диктатуры Фульхенсио Батисты. С 26 июля 1953 года, когда группа революционеров попыталась – неудачно – штурмовать казармы Монкада в городе Сантьяго-де-Куба, и ведётся отсчёт кубинской революции. День этот и поныне отмечается на Острове Свободы как государственный праздник. Большая часть нападавших была убита, братья Кастро попали в плен и были приговорены к тюремному заключению. Но уже в 1955 году мятежников амнистировали, после чего братья Кастро немедленно перебрались в Мексику, чтобы спланировать новое, более подготовленное выступление.
2 декабря 1956 с моторной яхты «Гранма» небольшая группа революционеров высадилась на востоке Кубы. После первых неудачных столкновений с правительственными войсками повстанцы сумели заручиться поддержкой местного населения и даже перешедших на их сторону частей армии. На протяжении 1957 и 1958 годов они вели партизанскую войну, постепенно наращивая мощь, а 1 января 1959 года пришли известия о том, что Батиста бежал из страны, и революционные части вошли в Гавану. Началась эпоха братьев Кастро, продолжающаяся и поныне, поскольку противники Батисты из других политических течений, занявшие было посты в правительстве, пробыли в нём недолго.
Придя к власти, Кастро вскоре объявил о национализации крупных земельных участков, а затем – и промышленных предприятий (значительная часть которых принадлежала американцам). Параллельно шли «чистки» бывших контрреволюционеров и недовольных правлением Фиделя. В апреле 1961 года эмигранты, получившие от США военные самолёты, совершили налёт на кубинские аэродромы, а затем предприняли попытку высадить в бухте Кочинос (Свиней) на юге Кубы, чтобы сбросить Кастро тем же способом, каким он сверг Батисту. Вторжение провалилось, большая часть десанта попала в плен, а США, хотя официально признались в подготовке операции только через 25 лет, немедленно понесли значительный репутационный урон.
Примечательно, что именно во время отражения нападения эмигрантов Кастро впервые заявил о переходе страны к социалистическому пути развития. До того, несмотря на явные симпатии СССР, союз между ним и Кубой был скорее политическим, для противостояния США, а не идеологическим. А вот с 1961 года и до самого распада СССР Куба продолжала оставаться ключевым союзником нашей страны в Западном полушарии (что привело в 1962 году к одному из витков ракетно-ядерного кризиса, получившему название «Карибского кризиса», и чуть не вызвавшему ядерную войну). Вашингтон в ответ ввёл против Гаваны жёсткие экономические и дипломатические санкции, которые начали ослабевать лишь в 2014 году.
Но даже после исчезновения Советского Союза надежды северных соседей – и окопавшихся в основном в Майами кубинских эмигрантов, которые приобрели мощное влияние на политику США, не допуская до поры даже намёков на потепление отношений – не оправдались. И в 2010 году, когда корреспондент «Диалога» побывал на Кубе, Остров Свободы оставался внешне вполне коммунистическим государством, пусть даже под внешним покровом и вызрели ростки не то местного «нэпа», не то дикого капитализма образца России 90-х. Нельзя сказать, чтобы на острове царил навязчивый культ личности – при ближайшем рассмотрении удавалось обнаружить больше портретов Эрнесто Че Гевары, чем братьев Кастро, а уж что думали по поводу действующих властей рядовые кубинцы – выяснить вряд ли бы удалось. Зачем им было бы откровенничать с приезжими, пусть даже из официально дружественной страны? Чтобы прослыть или сторонниками режима, или «тайными подрывными элементами» — а там, не дай Бог, дошло бы и до ушей власти?..
В 2006 году Фидель из-за болезни передал государственные полномочия брату Раулю; сначала – временно, а с 2008 года – и постоянно. В 2011 году он покинул последний официальный пост, который занимал – должность Первого секретаря ЦК Коммунистической партии Кубы. И до того, и после его не раз «хоронили»; часто появлялась информация о тяжёлых недугах команданте – инсультах, болезни Паркинсона… Всякий раз после этого Кастро опровергал эти сообщения, появляясь перед публикой, выступая с речами, публикуя статьи и встречаясь с иностранными гостями. В последний раз он появился на публике в августе – во время торжеств, посвящённых собственному 90-летию. Кстати, Фидель попал в Книгу рекордов Гиннесса, пережив 638 различных покушений – в основном организованных американскими спецслужбами, люто ненавидящими его кубинскими эмигрантами или их потомками. Но теперь Фидель всё-таки ушёл – и погубили его не отравленные сигары и взрывающиеся мячи ЦРУ, а «тяжёлая болезнь кишечника».
«Выражаю Вам и всему кубинскому народу самые глубокие соболезнования в связи с кончиной лидера кубинской революции, Вашего брата Фиделя Кастро. Имя этого выдающегося государственного деятеля по праву считается символом целой эпохи в новейшей мировой истории. Построенная им и его соратниками свободная и независимая Куба стала влиятельным членом международного сообщества и послужила вдохновляющим примером для многих стран и народов. Фидель Кастро был искренним и надёжным другом России. Он внёс огромный личный вклад в становление и развитие российско-кубинских отношений, тесного стратегического сотрудничества во всех областях. Этот сильный и мудрый человек всегда с уверенностью смотрел в будущее. Он воплотил в себе высокие идеалы политика, гражданина и патриота, искренне убеждённого в правоте дела, которому отдал всю свою жизнь. Память о нём навсегда останется в сердцах граждан России. В этот скорбный час прошу передать слова сочувствия и поддержки всем членам Вашей семьи. Желаю вам мужества и стойкости перед лицом этой невосполнимой утраты», — таково официальное соболезнование Владимира Путина кубинскому руководству, опубликованное днём 26 ноября.
Соболезнования – от сухих до прочувствованных, в зависимости от политической ориентации – выражают теперь главы самых разных государств. Естественно, наибольшие симпатии усопший лидер вызывал у сторонников коммунизма – пусть число их в мире и поуменьшилось…
«Он – символ XX века, символ преданности идеям, стойкости и борьбы, увенчавшейся успехом. Несмотря на огромное число лет во власти, он ни на секунду не утратил связи со своим народом. Несмотря на возраст, до последних дней сохранял глубину и остроту мысли. Он прожил легендарную, великую жизнь. Любил нашу страну и народ. Уверен, его память должна быть увековечена в России. Убежден, российско-кубинские отношения сохранят преемственность, так как вместе с уходом из жизни Фиделя его дело осталось живым и будет продолжено его опытными и молодыми соратниками», — заявил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников, представляющий КПРФ.
Каким же запомнят Фиделя Кастро? Единого ответа на этот вопрос нет и быть не может – как и в случае любой фигуры исторического масштаба. Для одних он – герой, икона, пламенный революционер и борец за народное счастье (так, как он его понимал), великий мыслитель и трибун. Кстати, он дал Кубе системы здравоохранения и образования, которыми страна по праву гордится. Для других – например, для празднующих сейчас в Майами его смерть кубинских эмигрантов (пусть значительная часть нынешней диаспоры и родилась уже в США, а Кубу видела только на картинках) – он считался тираном, убийцей, опасным коммунистом и врагом свободного мира. Рассудит людей, как водится, только история — а сам Кастро был уверен в своей правоте. Ведь его последнее слово на суде в 1953 году завершалось ставшей уже крылатой фразой «La historia me absolverá!» («История меня оправдает!»)
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»