Исполняющий обязанности ректора Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры (ГАИЖСА) Семён Михайловский прокомментировал последние культурно-общественные скандалы, связанные с выставкой Яна Фабра в Эрмитаже и установкой памятника Ивану Грозному в Орле. По его словам, современное искусство может быть понятно не всем, и нуждается в толковании, однако на этом фоне возникают тревожные явления, которые заставляют вспомнить о печальных событиях 30-х годов. Свою позицию по этим вопросам он озвучил журналистам во вторник, передаёт корреспондент ИА «Диалог».
«Я как раз собрался на выставку Фабра в Эрмитаж, о которой сейчас много спорят – и, мне кажется, часто переходят меру допустимого. В Сети можно найти оскорбительные высказывания, касающиеся директора Государственного Эрмитажа: это такая тенденция сегодняшнего дня, когда можно уважаемого человека где-нибудь в Facebook поносить последними словами. Возможность обсуждать серьёзные проекты, самому находясь немного на другом уровне – это тоже примета нынешнего времени, когда можно проявлять себя, споря и критикуя. Сегодня мы делали выставку в Манеже – и тоже получили такую реакцию… сильную. Был написан откровенный донос – просто в стилистике самых мрачных времён, и я, читая это, думал, что такого не может быть – чтобы сейчас, в 2016 году, люди изъяснялись таким языком! Но это люди – члены Союза художников, они никем не ангажированы, высказывают своё мнение… и пишут о том, как эта выставка вредна; просят государство принять меры, выяснить обстоятельства», — отметил Михайловский.
По его мнению, подобные действия – это попытка протестировать устойчивость общественного мнения, а также дать деятелям культуры понять, что ситуация в стране сложная, и расслабляться им не стоит.
«Зачем, например, поставили памятник Ивану Грозному? Я не понимаю, у меня есть серьёзные вопросы. Почему вдруг сегодня, в 2016 году, ставят памятник этому царю? Наша память ещё жива – для нас это имя ассоциируется с определёнными вещами, вполне конкретными. Для многих из нас это болезненная тема. Если у нас есть герои и персонажи, о которых нам стоит сегодня вспоминать, Иван Грозный явно к ним не относится. Если говорить о сложности истории – да, это можно делать бесконечно, но не обязательно нас всё время теребить. Теребить – не надо. А когда появляется Иван Грозный, я считаю, что это как минимум несвоевременное и непродуманное решение, которое вызывает у меня тревогу. Цензура и прочие разговоры – да, я понимаю, интеллигенция всегда относится очень болезненно к таким знакам, мы можем их слишком остро воспринимать. Но этот памятник – это нехорошая и неправильная вещь», — отметил ректор ГАИЖСА.
Он добавил, что его студенты захотят показать Ивана Грозного как сложную историческую фигуру, он как ректор не будет иметь ничего против, однако он не согласен с попыткой сделать первого русского царя образцом для будущих поколений и символом. «До чего мы тогда дойдём, к чему вернёмся? Как это можно делать? Мы пережили эту историю и ушли от неё – зачем же к этому возвращаться?» — говорит Михайловский.
По его мнению – которое он высказал и как комиссар российского павильона Венецианской биеннале – современное искусство зачастую может быть непонятным широкой публике, и нуждаться в комментировании. Поэтому многие зрители зачастую воспринимают его проявления болезненно – примером чему явилась гневная реакция общественных активистов на открытие в Эрмитаже выставки бельгийца Яна Фабра, в которой используются, среди прочего, чучела животных. Больше всего Михайловского беспокоит в этой связи то, что этим могут пользоваться некоторые политические силы в своих узких интересах.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»