— Каковы в настоящее время перспективы электрического транспорта в городе?
Все понимают, что электрический транспорт – экологически чистый, бесшумный, вместительный, к тому же исторически так сложилось, что он любим пассажирами. Поэтому вполне логично, что сейчас он переживает ренессанс – и это, конечно, радует нас всех. Во всём мире бурно развивается трамвайное движение. Широко развиваются и троллейбусные системы. В первую очередь благодаря большой провозной способности, интенсивности использования, более длительному сроку службы подвижного состава и экономии при эксплуатации: троллейбусы так же, как и трамваи, могут работать в составе поездов, хотя об этом в Петербурге пока говорить рано. Тем не менее, троллейбусный транспорт востребован, так как обладает большим потенциалом. Для пассажиров троллейбусы привлекательнее с точки зрения комфорта и качества перевозок – за счёт плавности хода, отсутствия вибраций двигателя, шума и запаха топлива. А внедрение увеличенного автономного хода на троллейбусах позволяет сделать их мобильными и независимыми от дорожной обстановки или инфраструктуры. «Автономные» троллейбусы могут ехать под действующей контактной сетью, потом значительное расстояние без неё, и, возвратившись под сеть, заряжаться от неё. Также вы видели электробус (БКМ-420): это уже следующая ступень эволюции троллейбусного транспорта после троллейбуса с увеличенным автономным ходом.
— Будет ли город и дальше закупать обычные троллейбусы?
— У нас в планах закупка большой партии инновационных троллейбусов, развитие маршрутной сети за счёт продления существующих линий – но по возможности без больших вложений, которых требует строительство новой инфраструктуры. А троллейбусы с автономным ходом как раз позволяют обойтись без дополнительного обустройства контактной сети ГЭТ и в то же время максимально эффективно использовать уже существующую инфраструктуру.
— Есть ли конкретные планы по закупке электробусов – БКМ-420 или других?
— Об этом пока не стоит говорить, чтобы не забегать слишком далеко вперёд, но первое и главное: электробус – это следующий этап развития троллейбуса… и автобуса тоже. До него – только один шаг, поэтому будущее – конечно, за электрическими видами транспорта с большими возможностями автономного хода и работающими по принципу подзарядки. Хорошая иллюстрация – телефонная связь: когда-то у всех были проводные телефоны, а с появлением мобильных о них начинают забывать. Так что и троллейбусы в их классическом виде – с подсоединением к проводам – наверное, впоследствии тоже отойдут в прошлое.
— Но, во-первых, это знаковый вид транспорта; во-вторых, уже сделаны огромные вложения в инфраструктуру и подвижной состав; в-третьих, не угрожает ли это существованию троллейбуса как такового?
— Думаю, не угрожает: дело в том, что на Западе есть тенденция по сохранению существующей контактной сети. Троллейбусы с автономным ходом могут заряжаться при помощи контактной сети и не задерживать движение, тогда как электробусу требуется определённое время для подзарядки. Может, оно и не очень велико, если заряжаться на каждой остановке; если заряжаться ночью – в депо – то уже нужно больше времени. Всё зависит от технологии. А вот троллейбус с увеличенным автономным ходом заряжается оперативно, прямо во время движения под контактным проводом, и для этих целей не требуется дополнительного времени.
— Какие на данный момент существуют планы по развитию новых маршрутов – да и новых сегментов контактной сети тоже? Ведь в городе есть много мест, которые ей не охвачены, и там троллейбусов очень не хватает. Например, я, как житель района площади Труда, был в трауре, когда сняли временную ветку троллейбуса на Васильевский остров, созданную на время ремонта Дворцового моста…
— Мы в последнее время открыли два новых маршрута, использующих действующую контактную сеть: в 2015-м – маршрут № 32, в августе нынешнего года – № 44. Сейчас мы ищем возможность – использовать существующую контактную сеть для того, чтобы запускать новые востребованные маршруты. Думаю, что и Ваша мечта может быть осуществлена (улыбается)
— Тогда давайте перейдём к трамваям – точнее, опять-таки, к перспективам их развития. Сейчас строится новая линия по Гранитной улице – к Ладожскому вокзалу, про которую говорили очень давно…
— Да, она соединяет два района контактной сети, два района действия трамвая – по сути, и два городских района тоже: Невский и Красногвардейский, где строится новая ветка в сторону Ржевки и Хасанской улицы, которой занимается концессионер. В ближайшее время город получит дополнительную – оптимизированную – сеть, с коротким сообщением между Невским и Красногвардейским районами.
— Какие ещё существуют планы развития трамвайной сети в городе? Например, в новых районах – потому что новостроек много, а транспортное обеспечение там, как правило, хромает?
— Недавно, с 1 октября, был снова пущен по своей исторической трассе трамвайный маршрут № 3 (от площади Репина до площади Ленина – ИА «Диалог»). Это в своё время уже был действующий маршрут, но по определённым причинам – в соответствии с существующей на тот момент тенденцией развития автомобильного транспорта – он оказался «лишним», «мешающим»… Так трамвайное движение на 10 лет ушло с Троицкого моста при наличии там трамвайных рельсов в хорошем состоянии. Сейчас мы его снова открыли – и с радостью видим, что людям он нравится. Не все ещё, правда, узнали о том, что «третий» маршрут опять появился – хотя его пассажиропоток неделя за неделей растёт, но возможности линии пока используются не в полной мере. Так же и в других районах: наша задача – восстанавливать как можно больше «бывших» трамвайных маршрутов, потому что у горожан сохранилась память и транспортные привычки, связанные с трамваем. Такова общеполитическая цель работы нашего предприятия. Мои слова подтверждает пример того же трамвая №3, когда он вновь появился в марте 2013 года — тогда ещё только на Садовой улице: пассажиры тут же пересели в трамвай из маршруток. В итоге – автобусные перевозчики снизили стоимость проезда, а мы, по просьбе пассажиров, добавили дополнительные вагоны на линию для сокращения интервала. Петербуржцы любят трамвай.
— Идёт ли речь о восстановлении трамвайных путей, уничтоженных в прошлом десятилетии? Ведь тогда демонтажи рельсов превратились в настоящую эпидемию…
— Да, у нас есть целая программа восстановления связности трамвайной сети, нарушенной в прошлые годы. Есть программа обособления трамвайной сети, а также планы по продлению её в новые районы (так называемые вылетные линии). Все эти документы и планы есть, они актуализируются каждый год и постепенно приближаются к своей реализации.
Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»