В четверг, 3 ноября, своё 295-летие отмечает Петродворцовый часовой завод «Ракета». Предприятие, основанное Петром I как гранильная мельница, за годы своей работы сменило много сфер деятельности, но пережило даже постперестроечный развал промышленности – и, заметно сократив масштабы своей деятельности по сравнению с советским периодом, успешно осваивает новую нишу. Корреспондент «Диалога» побывал на производстве и разобрался в том, как и чем оно живёт в новую эпоху.
«Наш завод был основан в 1721 году; в музее представлен указ о его создании – тогда ещё как гранильной фабрики, которая работала с камнями, в том числе полудрагоценными, а в дальнейшем изготавливала и ювелирные украшения (среди которых были, например, и бриллианты для короны императрицы Екатерины II). Предприятие оформляло императорские дворцы и парки, делало полы, плиты и колонны для многих известных зданий – например, для Исаакиевского собора (там и сейчас можно найти четыре колонны, сделанные у нас – две из лазурита и две из малахита). Создавали также вазы и столешницы: некоторые из них находятся в мировых музеях – от Эрмитажа до Сан-Суси (дворец прусского короля Фридриха Великого, расположенный в одноимённом парке в Потсдаме – ИА «Диалог») и Версаля», — рассказала менеджер по пропаганде Петродворцового часового завода Екатерина Миронович.
В разные годы завод выпускал самую разную продукцию – скажем, бумагу, медицинские приборы и, конечно же, оружие для фронта. Он изготавливал и технические камни для точных приборов – собственно, они похожи на те, что применяются в часовых механизмах. Приборы для измерения времени предприятие стало создавать с 1920-х годов, а современные марки появились позже: «Победа» — после Великой Отечественной войны, «Ракета» — после полёта Юрия Гагарина в космос. Нынешние механические часы состоят более чем из 200 деталей, и все их завод может изготовить сам, являясь производством полного цикла. Выпуск же синтетических камней ещё в советское время решено было перенести на Урал, в город Куса Челябинской области – и сотрудничество с тамошним заводом продолжается. Совсем недавно – в 2014 году – было запущено производство часов с механизмом автоподзавода.
Постсоветский период, естественно, стал для завода тяжёлым временем. В 90-е годы завод лишился большей части своих производственных площадей – комплекса на углу Санкт-Петербургского проспекта и Фабричной улицы в Петергофе. Остался один цех, куда собрали большую часть оборудования – но можно сказать, что нынешние масштабы производства вполне адекватны задачам, ведь уже не нужно производить, как в 80-е годы – на пике развития – по 5 миллионов штук в год, такого объёма спроса просто нет. Помимо общего упадка производства в стране, наводнения рынка зарубежной продукцией и снижения покупательной способности населения – а этих факторов уже было достаточно, чтобы уничтожить значительную часть отраслей – часовой промышленности угрожает (особенно в последние годы) ещё одна опасность, имя которой – электроника. Поэтому уменьшившееся предприятие собрало силы в кулак и бросило их на продвижение часов как статусного элемента.
«В советское время часы производились для того, чтобы люди знали, который час. В современности же узнать время значительно проще – у всех есть мобильные телефоны и другие электронные устройства, поэтому наручные часы несколько утратили основную функцию, став скорее аксессуаром, предметом роскоши, украшением. Поэтому мы углубляемся в работу над качеством, производим уникальные хронометры, в первую очередь ориентируясь на люксовый сегмент. И эта стратегия оправдывается. Каждые несколько месяцев у нас выходят новые модели», — отметила Екатерина Миронович.
В тяжёлое время завод сохранил большую часть оборудования, элитных специалистов и технологий. Теперь на предприятии, как убедился корреспондент «Диалога», в достатке молодых профессионалов, которых готовят прямо на производстве – ведь формально профессии часовщика нигде не обучают, поэтому новички (имеющие, скажем, инженерное образование или квалификацию ювелира) попадают под крыло бывалых рабочих, а те передают им свои знания. Каждую неделю на заводе проходят теоретические занятия. Таланты ищут (и пытаются заинтересовать) разными способами – например, организуют экскурсии на предприятие для школьников, которые в будущем могут задуматься о профессии рабочего часовой фабрики.
Предприятие планирует развиваться и в зарубежном направлении – открыть офис в Париже. Кстати, нынешний креативный директор предприятия – француз, граф Жак фон Полье… потомок русских эмигрантов, решивший найти и представить миру что-нибудь из настоящей российской продукции. Интерес к часам петергофского завода стабильно высок и среди иностранцев, приезжающих в Петербург.
«В августе у нас было очень много туристов – в основном из-за рубежа. Мы проводим экскурсии, к которым имеется большой интерес, ведь мы – старейшая мануфактура России, это не может не сказываться на притоке. Людям интересно, что мы производим сейчас, ведь у нас сохранились уникальные технологии, которые нигде больше в мире встретить нельзя», — добавила Миронович.
Наконец, Петергофский часовой завод интересен ещё и тем, что создал самый большой открытый часовой механизм в мире – для реконструированного «Детского мира» в Москве, на Лубянской площади. Этот агрегат – уникальная конструкция, которая состоит из 5000 деталей и весит около пяти тонн.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»