Петербургские врачи, психологи и художники недавно создали брошюру «Сам себе врач», где в тексте и карикатурах рассказывается о мифах и предубеждениях, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. «Диалог» побеседовал с финансовым директором общероссийской общественной организации «Антигипертензивная лига» и одним из создателей буклета Анастасией Таничевой и выяснил, каковы основные мифы пациентов, с какими проблемами сталкиваются врачи-кардиологи при работе с больными и как готовился проект.
По словам Таничевой, комплаентность, то есть приверженность пациентов к лечению – одна из важных проблем в кардиологии. «Нужно, чтобы пациент соблюдал назначения и соблюдал их именно так, как прописал врач. Условно говоря, если ему прописано полтаблетки до еды в обед и так же вечером, он должен делать именно так, а не принимать полтаблетки после завтрака, потому что ему так удобно. Проблема комплаентности многогранна и масштабна. Она имеет две стороны. Одна – это неготовность пациента следовать рекомендациям врача, а другая – неготовность врача слишком уж подстраиваться под пациента и добиваться достаточного результата», — пояснила Таничева.
Как рассказала эксперт, у врачей бывает формальное и прохладное отношение к проблемам пациентов. Их работа зачастую заканчивается на выписке рецепта, а пьёт пациент лекарства или нет – доктора не беспокоит. Именно для борьбы с этими проблемами и создавалась брошюра «Сам себе врач».
«Мы опросили и пациентов, и врачей в Центре имени Алмазова и по результатам этой работы выявили основные мифы и заблуждения пациентов, кардиологических больных относительно возникновения заболеваний, их течения, лечения и многого другого. Опрашивая пациентов, мы выявили те проблемы, с которыми они сталкиваются, общаясь с доктором. Например, пациент говорит: «Как только я прихожу к врачу, он задаёт вопрос «с чем пришли?», и тут же я вижу лишь его затылок, потому что он только пишет и не смотрит на меня». Или, например, говорят, что врач начинает объяснять состояние здоровья такими словами и терминами, что понятны из этого только предлоги», — добавила Таничева.
Дальше при помощи художников часто встречающиеся проблемы превратили в карикатуры. Картинки шуточно демонстрируют ошибки пациентов и врачей в общении друг с другом. Также над брошюрой работали психологи и кардиологи, которые разработали практические рекомендации о том, как бороться с низкой приверженностью к лечению и как общаться с пациентами.
«Специалисты очень научно и серьезно подошли к этому вопросу, и разработали для врача рекомендации, как бороться с низкой комплаентностью пациентов, как общаться с пациентом, когда видно, что он изначально настроен на диагноз, который сам себе поставил, не принимает никаких других мнений или изначально не доверяет доктору. Бывает, что пациент не готов к визиту в принципе: его привела жена, и он отбывает повинность – то есть, по большому счёту, ему всё равно, что с ним происходит и будет происходить», – сказала эксперт.
Брошюра содержит конкретные рекомендации по преодолению таких проблем. В ней приведены формулировки для общения с такими пациентами, а также методы привлечения внимания к ситуации или получения расположения пациента. «Например, нужно взять пациента в свою команду. Не «я вам назначу препараты», а «есть такой вариант и такой вариант. Как вы думаете, какой вариант вам будет удобнее?». Если человеку удобнее принимать препараты три раза в день, то лучше назначить их так. Важно спросить у пациента о его распорядке дня и вписать приём лекарств в него. Это не занимает много времени, но даёт фантастические результаты, потому что человек привыкает, например, до прогулки с собачкой выпивать половину таблетки, а потом он перед следующей прогулкой выпивает, и это не доставляет ему большого труда», — отметила специалист.
Также во время опроса выяснилось, что пациенты испытывают такие проблемы, о которых они никогда не скажут врачу. Например, пожилые люди не говорят, что им может быть трудно достать таблетку из блистера и из-за этого могут даже бросить приём.
Брошюру, по словам Таничевой, врач может использовать как материал, помогающий работать с пациентами, а может дать её больному, пока заполняет карту. «Каждый врач в своей жизни слышал фразу «доктор, я не буду принимать эти таблетки, потому что они вредят печени». Это настолько общий и расхожий миф, что врачи его игнорируют, а напрасно. В брошюре есть информация, что вред, который наносится таблетками, настолько минимален, что им можно легко пренебречь, зато польза для организма и просто для жизни очень большая», — пояснила эксперт.
По её словам, над брошюрой работала команда из разных специалистов. Инициатором и флагманом проекта стала кардиолог Оксана Ротарь. Она же вместе с Таничевой составляла анкеты для врача и пациента. После этого пресс-служба Центра имени Алмазова собрала данные у медиков и больных. Далее врачи-кардиологи статистически обработали материал, психологи подготовили свою часть текста, а медики научно развенчивали мифы.
«Пациент приходит и говорит доктору: «Почистите мне сосуды». В брошюре написано, почему это не работает, почему сосуды невозможно чистить и что это то же самое, что «выводить шлаки»: никаких шлаков у нас в организме нет и сосуды нам тоже чистить не нужно. Или пациент уверенно говорит: «Я не буду принимать варфарин, потому что это яд». У нас есть текст, почему это не яд, чем это доказывается», — добавила Таничева.
Сейчас с брошюрой можно ознакомиться на сайте Российского кардиологического общества и на сайте Антигипертензивной лиги. Однако издание брошюры в существующем виде упирается в вопрос финансирования. Сейчас авторы проекта собираются модернизировать его и превратить брошюру в набор открыток или более дешёвый при печати буклет, чтобы раздавать его врачам и пациентам.
Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»