В пятницу, 28 октября, на петербургском судостроительном заводе «Северная верфь» был заложен корвет «Дерзкий», предназначенный для Военно-морского флота России. Этот корабль – головной в новой серии (проекта 20386), и будет передан ВМФ к 2021 году.
«Закладка нового корабля – всегда волнующее событие: и для судостроителей, и для военных моряков. Этот корабль не зря получил имя «Дерзкий» — он является логическим продолжением серии корветов 20380, которую строили вы же. И при этом он же – прорыв в будущее: конструкторы вложили в него много новых идей, которые должны вывести серию в число кораблей, являющихся гордостью любого флота. А тем более – российского», — заявил заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружениям Виктор Бурсук.
Собственно, на стапеле гости «Северной верфи» могли видеть достаточно крупный закладной блок – элемент нижней части корпуса, уже собранный из стальных листов. Интересно, что надстройки корабля будут выполнены из композитных материалов – это позволит не только сделать их легче, но и уменьшить заметность корвета для радиолокаторов.
«Новый многофункциональный корвет будет решать задачи по обеспечению национальных интересов России далеко за пределами ближних морей. Когда над ним только начинали работать, то постарались вложить в него все возможные технические решения. Конструкторское бюро «Алмаз» спроектировало данный корабль, а в его создании приняли участие многие российские корпорации. Не зря была выбрана «Северная верфь», которая уже строит современные корабли проекта 20380, 20385 – и вот уже новый корабль, который стал продолжением идей и конструкторских решений», — добавил главный советник президента Объединённой судостроительной корпорации Виктор Чирков, в недавнем прошлом (до апреля 2016 года) – Главнокомандующий Военно-морским флотом Российской Федерации.
Основные характеристики корабля таковы: водоизмещение – 3400 тонн, длина – 109 метров, ширина – 13 метров, скорость – 30 узлов, автономность – до 5000 морских миль. Создатели судна затруднились точно назвать вооружение, которым будет оснащён этот корвет, поскольку модульный принцип его конструирования означает возможность установки различного оружия – в зависимости от выполняемой задачи. Это может быть и противолодочное, и противокорабельное, и зенитное вооружение – в разном сочетании.
«Я вам обещал, когда мы здесь – в этом же эллинге – закладывали «пятёрку», что каждый следующий проект будет отличаться от предыдущего в лучшую сторону. Сегодня мы закладываем корабль, который открывает новую веху в проектировании и строительстве кораблей этого класса – многоцелевых кораблей не только ближней, но уже и дальней морской зоны. Это корабль имеет увеличенную скорость, новую энергетическую установку, новейшую систему радиоэлектронного вооружения. Этот корабль роботизирован, с минимальным количеством экипажа», — рассказал генеральный директор ЦМКБ «Алмаз» Александр Шляхтенко.
Эта серия будет продолжена, и всего таких кораблей будет больше десятка – такие данные, как указал Виктор Бурсук, содержатся в утверждённой программе развития российского флота на срок до 2050 года. От предыдущих серий корабли проекта 20386 отличают совершенно новый корпус, который позволяет «резать» волну, а не взбираться на неё; увеличенная скорость, достигнутая благодаря применению новой газотурбинной силовой установки. Кроме того, корабль автоматизирован, и это позволило на треть сократить численность экипажа.
Корвет «Дерзкий» — четвёртый в истории российского и советского ВМФ корабль с таким названием. Первый – эсминец – был построен в 1914 году в Николаеве, служил на Черноморском флоте, а в ноябре 1920 года вместе с другими кораблями был уведён белогвардейцами сначала в Стамбул, а затем в тунисский порт Бизерта. В 1924 году, после признания Францией СССР, на корабле был спущен флаг, а сам эсминец был в 1933 году разобран на металлолом. Вторым был американский (впоследствии – канадский) эсминец, переданный СССР в 1944 году и служивший в составе советского ВМФ до 1949 года. Третий – эсминец проекта 57 – был построен в 1960 году на заводе имени Жданова: так тогда называлась всё та же «Северная верфь». Он входил в состав Северного флота до 1990 года, а затем был превращён в корабль-мишень.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»