От ЯТБ до БКМ: на Дворцовой площади отпраздновали 80-летие петербургского троллейбуса
23 октября 2016 | 16:47В субботу, 23 октября, торжественно отмечалось 80-летие начала троллейбусного движения в Ленинграде. 21 октября 1936 года на линию вышли машины ЯТБ-1, двигавшиеся по первому в городе маршруту, трасса которого похожа на усечённый вариант нынешнего 22-го. Корреспондент «Диалога», в детстве мечтавший стать водителем троллейбуса, разбирался в прошлом, настоящем и будущем этого вида транспорта.
На главной площади Петербурга с утра 23 октября в едином строю расположились ретромашины, современный – хорошо знакомый горожанам – агрегат Тролза-5265 «Мегаполис» (такие строят в Энгельсе) и перспективный электробус БКМ-420 минского завода «Белкоммунмаш». Большая часть старых машин оказалась хорошо знакомой (молодёжи – как экспонаты музея городского электрического транспорта, пожилым людям – как действующий транспорт, на котором они ездили в советское время)… большинство – но не все.
Сюрпризом для гостей праздника стало появление богато украшенного (ни много ни мало – барельефом «Рабочий и колхозница») троллейбуса СВАРЗ-ТБЭС-ВСХВ из Москвы: даже экскурсию по нему проводил работник Мосгортранса. Эти машины работали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ), по территории которой был проложен экскурсионный троллейбусный маршрут («Э» в названии модели расшифровывается именно как «экскурсионный»). Позже эти машины, построенные относительно небольшой серией (480 штук) на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе, работали как рейсовые; их отличает футуристический (для своего времени – то есть второй половины 1950-х годов) вид, прозрачная крыша и очень большие окна, благодаря которым салон кажется очень светлым. И насколько более простой и примитивной представляется приборная панель по сравнению с таковой у нынешних машин, кабина которых похожа на рубку самолёта!..
«Сегодня петербургский троллейбус – это три троллейбусных парка и один совмещённый трамвайно-троллейбусный (фактически парков больше, но некоторые имеют организационный статус удалённых площадок других парков – ИА «Диалог»); 46 маршрутов, 527,8 километра маршрутной сети, 640 единиц подвижного состава. За сутки он перевозит в среднем 380 тысяч пассажиров. Техническое хозяйство – это 1359 километров контактной сети с 22 040 опорами, 310 питающих шкафов, 547 километров кабельной сети, 850 механических и электрических стрелок, 227 пересечений троллейбусной сети с троллейбусной же и 499 – с трамвайной. Водителей насчитывается 1389», — рассказали в ГУП «Горэлектротранс».
Что же касается будущего «рогатого» транспорта, то оно, по мнению руководства «Горэлектротранса», выглядит вполне оптимистично (пусть даже сейчас троллейбусному хозяйству города далеко до позднесоветских пиковых показателей, когда маршрутная сеть насчитывала 638,5 километра, а на линию выходило до 1076 единиц подвижного состава). Один из вариантов дальнейшего развития – постепенное (без ликвидации контактной сети и существующих маршрутов) внедрение электробусов, один из которых тоже был представлен на Дворцовой площади. Это позволит составлять маршруты так, что отсутствие проводов в некоторых местах не помешает двигаться новому виду транспорта. Правда, специалисты пока не уверены, что лучше – простые троллейбусы с возможностью автономного хода (питающиеся от контактной сети всё время, и переходящие на аккумуляторы только при необходимости) или электробусы, присоединяющиеся к источникам электричества только на конечных станциях, для подзарядки. В любом случае, петербургскому троллейбусу есть куда (и как) развиваться.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»