На минувших выходных, 15-16 октября, Пулковская (Главная астрономическая) обсерватория принимала первый фестиваль «Пулковский меридиан». Корреспондент «Диалога» побывал на этом мероприятии и заново проникся космической темой.
Для начала нужно вспомнить, что масштабные музыкальные мероприятия для обсерватории – не новинка. Как рассказал директор ГАО РАН Назар Ихсанов, в прошлые годы обсерватория видела весьма интересных гостей.
«В большом зале, где проходят лекции, стоит рояль, очень старый – по-моему, Steinway – который знал очень много хороших пианистов, в том числе и сотрудников обсерватории. На нём играл Митрофан Степанович Зверев в бытность свою заместителем директора: он закончил Консерваторию, потом «ушёл к звёздам», но не бросал своё музыкальное ремесло и блестяще играл. По-моему, любимый композитор у него был Скрябин. В прежние времена концерты здесь проходили достаточно часто – по крайней мере, несколько раз в месяц. Кроме того, когда-то усилиями профкома у нас устраивались очень интересные события: например, во времена ранней перестройки здесь выступил весь Ленинградский рок-клуб», — рассказал Ихсанов.
Кроме того, есть такой исторический факт: концертный альбом группы «Аукцыон» 1986 года «Д’обсервер» был записан именно в ДК Пулковской обсерватории. И астрономы об этом хорошо помнят.
«К нам приезжали и театры – например, БДТ дал шесть или семь камерных спектаклей. Как-то гостил театр имени Ленсовета… Было и увлечение бардовской музыкой – здесь побывали все, начиная с Окуджавы. Так что культурная жизнь здесь всегда теплилась – а мы хотим поднять это на новый уровень, и сделать так, чтобы этот фестиваль стал традицией», — добавил Ихсанов.
Однако у фестиваля была и вторая, менее заметная невооружённому глазу задача. Поскольку обсерватория ведёт (в последний год – очень активно) борьбу против застройки своей защитной парковой зоны, организаторы задались целью привлечь внимание к проблеме – для начала хотя бы напомнив горожанам о том, что ГАО РАН не просто существует, не только выживает, и даже не столько обрабатывает полученные где-то на других площадка результаты, но и ведёт собственные ценные наблюдения. А на этом может навеки поставить крест появление вокруг научного учреждения жилых и деловых кварталов, которое может стать реальностью в случае, если хотя бы половина из объявленных проектов станет реальностью.
«Когда мы это всё придумали, встал вопрос о том, что есть Пулковская обсерватория, серьёзное научное учреждение, а есть простые жители и гости Петербурга, которые находятся, так сказать, по другую сторону железнодорожного моста. Я, общаясь с горожанами, часто слышал фразы типа «я вырос в городе, 40 лет прожил – но никогда в обсерватории не был». Вот именно поэтому мы и решили сделать фестиваль – мы бы, наверное, даже хотели проводить его несколько раз в год, чтобы несколько стереть ту самую грань между учёными, которые «сами по себе», и обычными людьми, которым могут быть интересны те, кто стремится к космосу и науке. А если вспомнить о проблемах с территорией вокруг… этот фестиваль задуман, в том числе, и для того, чтобы обратить внимание на то, что здесь, собственно, есть Пулковская обсерватория! Она – тут, а не в каком-то далёком краю: прямо здесь, на Пулковских высотах. Как в своё время здесь стояли защитники Ленинграда, так и сейчас есть академики – защитники Солнца и Земли», — заявил продюсер фестиваля Андрей Солдаткин.
Поэтому своей задачей устроители фестиваля сделали показать городу и миру (urbi et orbi), что Пулковская обсерватория по-прежнему действует и проводит наблюдения. Это действительно так: напомним, что знаменитый 26-дюймовый рефрактор – главный астрономический инструмент ГАО – благодаря компьютеризации может наблюдать звёзды в автоматическом режиме до 150 ночей в год. Это тем более поразительно, если учесть петербургский климат.
Форма для донесения этой мысли до широкой общественности была избрана самая простая – но актуальная (особенно в свете грядущего возвращения астрономии в школьную программу). Кроме музыки – а для участия в фестивале, как выразился Солдаткин, собрали тех музыкантов, которые так или иначе интересуются космической тематикой – это были «тротуарная астрономия» и захватывающие лекции: например, об эволюции звёзд, космической погоде, работе телескопов и… происхождении химических элементов. Вы знали, например, почему в природе так много железа, а большая часть вещества состоит из атомов тех элементов, которые имеют чётный порядковый номер в Периодической таблице Менделеева? Оказывается, из-за характера термоядерных реакций, которые протекают в недрах звёзд.
Однако самым титулованным из приглашённых лекторов стал космонавт Сергей Рязанский – личность сама по себе весьма примечательная. Он рассказал о жизни и быте Международной космической станции – и о своём весьма тернистом пути к ней. Дело в том, что после закрытия американской программы космических челноков США выкупили все места космонавтов-исследователей на кораблях «Союз» до 2017 года. Рязанскому, который по образованию являлся биологом, а по подготовке – как раз космонавтом-исследователем, заявили, что в космос он не полетит: дескать, десять лет держать его в запасе и платить ему зарплату никто не будет. Тогда он… собрал волю в кулак и переучился на бортинженера, сдав, как и положено, более ста экзаменов! Случай беспрецедентный, и это тоже вызвало недовольство начальства: мол, где это видано, чтобы бортинженером становился человек без инженерного образования? Рязанский – за плечами у которого к тому моменту было участие в эксперименте «Марс-500» — преодолел и это. В 2013-14 годах побывал в качестве бортинженера на МКС, а скоро (в ноябре следующего года)… вернётся туда, уже как командир корабля.
«Абсолютно неважно, какое у тебя было базовое образование: военные лётчики учатся препарировать мышей, биологи – управлять истребителем. На выходе получается универсальный специалист, который может делать всё: починить, тут же провести операцию, затем перепрограммировать компьютер – такой универсальный солдат. Наверное, этим и интересна подготовка космонавта: ты каждый день занимаешься чем-то новым. У тебя очень широкий спектр того, что ты должен знать, но на самом деле это добавляет интереса. Потому что это… прикольно. Прикольно уметь что-то новое», — рассказал Рязанский…
В итоге фестиваль наверняка можно назвать успешным – он поможет привлечь внимание и к космической тематике, и к проблемам обсерватории. Кстати, часть средств, собранных от продажи билетов, пойдёт на подготовку Пулковской обсерватории к работе в предстоящий зимний период.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»