Начиная с нынешнего лета, на Октябрьской железной дороге снесены три деревянных вокзала дореволюционной постройки: в Петербурге — Усть-Ижора, в Ленобласти — Семрино, в Тверской области – Горовастицы. Кроме того, по данным общественного движения «Живой город», опасность угрожает вокзалам на станциях Тарховка и Мариенбург.
Как рассказал «Диалогу» координатор движения Дмитрий Литвинов, с железнодорожным строением в Тарховке связана особая ситуация.
«История с ним тянется давно: были подозрения, что здание вокзала – это бывшая церковь, которую перенесли туда из Лисьего Носа. По этому поводу журналист Дмитрий Ратников подавал заявку в КГИОП, чтобы поставить это здание под охрану как выявленный объект культурного наследия, но ему было отказано. Комитет посчитал, что существующее здание не похоже на изначально существовавшую часовню: либо оно очень сильно перестроено, либо вообще является другим строением, советского периода. Были апелляции к руководству ОЖД, чтобы оно по своей инициативе привело в порядок это здание – но они, видимо, не увенчались успехом», — пояснил он.
По его словам, в Ленинградской области ситуация более сложная – в нынешнем году сообщалось о сносе уже как минимум трёх исторических вокзальных строений, в первую очередь – деревянных. Под угрозой находится здание вокзала на станции Мариенбург (Гатчина-Балтийская ветка).
«Связано это с тем, что они не состояли под охраной: в Петербурге вокзалы находятся под защитой КГИОП. Недавно статус получил вокзал в Сестрорецке – его два года назад собирались сломать, и началась кампания в его защиту. В итоге он был сначала поставлен под охрану как выявленный объект культурного наследия, а в нынешнем году провели историко-культурную экспертизу, и теперь КГИОП готовит распоряжение о придании ему статуса регионального памятника. С точки зрения закона, его снос невозможен – его можно только сжечь», — отметил Литвинов.
Поскольку в Ленинградской области нет отдельного ведомства, подобного петербургскому КГИОП, охраной памятников там занимается комитет по культуре. А поскольку объектов в регионе очень много – в первую очередь дворянские усадьбы – до вокзалов у ведомства «руки не доходят», и многие из них не имеют никакого охранного статуса, хотя были построены до революции и внешне достаточно интересны. Однако значительная часть сохранившихся зданий такого рода либо уже заброшена, либо находится в плохом состоянии из-за неудовлетворительного содержания.