Site icon ИА «Диалог»

КГИОП не согласует проект новостройки на месте снесённого здания завода «Новый Лесснер»

Собственник участка на Большом Сампсониевском проспекте, 66, где было снесено дореволюционное здание завода «Новый Лесснер» (он же – машиностроительное объединение имени Карла Маркса), обязан будет восстановить строение в историческом виде. Об этом в четверг заявил журналистам председатель КГИОП Сергей Макаров, передаёт корреспондент ИА «Диалог».

«Собственник обязан воссоздать здание в историческом его виде – то же самое, я уверен, случится и со зданием на Большом Сампсониевском проспекте, 66. Другой вариант строительства на этом месте мы просто не согласуем, когда собственник придёт получать разрешение на строительство – никуда он не денется. Эскизный проект, который он нам принесёт, должен полностью повторять первоисточник. Это, конечно, не аутентичное здание – мы его утратили, и это очень плохо – но это единственный вариант. В целом же от нерадивых владельцев панацеи нет, а это уникальный и вопиющий случай – редко какой собственник так себя ведёт», — отметил председатель КГИОП Сергей Макаров.

Он пояснил, что в КГИОП существует специальная рабочая группа по особо сложным случаям, которая занимается случаями зданий с «необратимой аварийностью» (которая только и является основанием для демонтажа исторических зданий). Туда часто поступают заявки с сомнительным обоснованием – в частности, председатель комитета привёл пример дома № 4 по улице Восстания, который инвесторам очень хотелось разобрать, однако рабочая группа с доводами не согласилась. В случае же строения завода «Новый Лесснер» — которое начали было сносить 24 сентября, обрушили 28 сентября, а затем, несмотря на запрет КГИОП и полиции, доломали уже в начале октября – остаётся уповать в первую очередь на правоохранительные органы.

«Мы работаем с полицией для того, чтобы вывести это дело в уголовно-правовую сферу. Если это получится – думаю, это будет адекватное наказание», — отметил Макаров.

Председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Марголис отметил, что ныне существующее наказание за снос исторических зданий в виде штрафов неадекватно, поскольку эти штрафы составляют лишь несколько десятков тысяч рублей.

«По сравнению с 1966 годом, когда создавалось ВООПИиК, картина с законодательством в области охраны культурного наследия существенно изменилась в лучшую сторону, но это вовсе не значит, что современная система законов и норм нас устраивает. Наказание зачастую носит чисто символический характер – и нарушители этим пользуются. Я был участником нескольких весьма циничных разговоров с участниками этой предпринимательской среды – и слышал: «Ну, заплатим штраф – издержки неизбежны, но они окупятся». Поэтому я абсолютно убеждён, что наказание за нарушение закона – тем более такое демонстративное и вызывающее, как в данном случае – должно усиливаться в разы. Без этого мы не достигнем наших целей», — сказал он.

Напомним, что заводское здание, построенное (судя по дате на фронтоне) в 1914 году, было окончательно снесено 4 октября – несмотря на то, что ранее глава КГИОП, полиция и администрация Выборгского района остановили работы. Демонтаж осуществила компания «Спрингалд» по заказу собственника участка, который купил его для строительства жилья.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»