Site icon ИА «Диалог»

Биеннале музейного дизайна пройдёт в Петербурге в октябре

В пятницу, 30 сентября, в Петербурге открывается вторая биеннале музейного дизайна, организованная комитетом по культуре городского правительства и фондом «Про Арте». Она продлится месяц – до 30 октября – и её основная программа будет проходить на площадках семи городских музеев.

«Смысл нашей биеннале в том, что музеям нужно меняться – перед ними стоит серьёзный вызов, им необходимо конкурировать с индустрией развлечений. Человек, который идёт в музей, должен понимать, что он там получит – какие впечатления, какие знания – и должен получить их в необычной атмосфере, созданной как раз дизайнерами, оформителями выставок. Мы ведь ушли уже далеко от тех времён, когда музеи просто выкладывали в витрины свои предметы, ставили рядом таблички – и, дескать, наслаждайтесь. Сейчас нужно придумывать пространства, которые были бы интересными, познавательными и комфортными – тогда он будет туда возвращаться и думать о том, что же ему хочет рассказать музей», — рассказала директор фонда культуры и искусства «Про Арте» Елена Коловская.

Она добавила, что идея биеннале – в том, чтобы приглашать дизайнеров выставок (не только российских, но и зарубежных, причём не исключительно из западных стран – в частности, экспозицию в Кунсткамере оформила дизайнер из Индии Абха Нараин Ламбах) для организации культурно-образовательных площадок. Образовательная составляющая в мероприятии очень сильна – она призвана не только показать, но и научить молодое поколение дизайнеров, архитекторов и других специалистов думать о том, как нужно показывать посетителям постоянные экспозиции. Предусмотрены и лекции для широкой аудитории – их будут читать приглашённые специалисты из России, США, Дании и Норвегии.

«Программа второй биеннале столь же насыщенна и интересна, как и первой; в ней участвуют самые разные площадки – как музейные, так и немузейные. Задача же, наверное, осталась той же, что и два года назад: показать не только музей как хранилище предметов и экспонатов, не только то место, где создаются музейные выставки, но и механизм того, как они делаются. Показать секреты, при помощи которых раскрывается волшебство музейного предмета, и мастерство создателей этих выставок – в том числе и посредством мастер-классов, потому что создание музейной выставки – это большое искусство, в котором есть свои большие мастера. О них не всегда известно – люди, приходя на выставку, больше воспринимают её как некое музейное пространство – но за этим стоят труд и талант. Очень приятно, что талантливые дизайнеры и художники откликнулись на наш призыв», — отметила начальник отдела культурно-исторического наследия комитета по культуре Юлия Филиппова.

В акции участвуют и городские, и федеральные музеи, расположенные в Петербурге. Как и два года назад, к инициативе присоединился Эрмитаж – на его площадках (и в Зимнем дворце, и в здании Главного штаба, и в реставрационно-хранительском центре «Старая деревня») будут проходить экспозиции, которые включены в программу биеннале. В главном здании покажут новые выставки отдела нумизматики, напротив – «зал памяти Карла Фаберже» и галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, в Старой Деревне – залы открытого хранения отдела античного мира.

«В этом году у нас много молодых дизайнеров – например, москвичи делали проект в музее Римского-Корсакова, петербургские архитекторы – проект, который откроется чуть позже в музее истории Санкт-Петербурга, в Петропавловской крепости. Большая группа молодых дизайнеров, архитекторов, музейщиков – почти десять человек – работала над проектом в музее цирка. Надеемся, что таким образом мы вырастим новое поколение молодых дизайнеров, которые смогут сотрудничать с петербургскими музеями», — добавила Коловская.

Молодёжь – действительно главная аудитория нынешней биеннале: с этим согласился и Андрей Вовк, директор московского представительства бюро Ральфа Аппельбаума, одной из самых известных в мире компаний, занимающихся оформлением музейных выставок.

«То, что мы начали разговаривать о молодёжи – это хорошо: должен быть непосредственный контакт. Я сам никогда не учился музейному дизайну – и, насколько мне известно, никто в Ralph Appelbaum Associates никогда этому не учились. Такой школы нет – есть в Нью-Йорке Школа моды и дизайна, но это не то… Музейному дизайну учатся люди разных профессий, когда они собираются вместе и что-то делают – проектируют, строят музеи…» — отметил он.

Напомним, что полную программу II Петербургской биеннале музейного дизайна можно найти на официальном сайте мероприятия. Партнёры мероприятия – Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (Академия художеств), Северо-Западный филиал Государственного центра современного искусства, дизайнерские бюро Ralph Appelbaum Associates (США) и Barnbrook (Великобритания). В Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере), например, представлена экспозиция фотографий из коллекции музея «Семейный альбом человечества», в ГАИЖСА — выставка «Corpus. Анатомический театр», а в музее циркового искусства — необычный проект «Чем пахнет цирк?»