«Воевать в другом месте»
Напомним, что, помимо 36 представителей «Единой России», в VI созыв петербургского ЗакСа вошли 14 депутатов от других партий: по трое от ЛДПР, КПРФ, «Справедливой России» и «Партии роста» и двое от «Яблока».
«Шанса объединиться у так называемой оппозиции нет практически никакого, хотя такое решение и напрашивается. Слишком уж сложные у них и политические, и личностные отношения. По крайней мере, на данный момент: в ЗакСе оказались Олег Нилов и Оксана Дмитриева, в её фракции — Максим Резник, у которого не лучшие отношения с «яблочниками», — отметил в беседе с корреспондентом «Диалога» доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор.
Упомянутый политологом клубок действительно запутанный и сложно предположить, что участники этих перипетий захотят пойти «на мировую». Олег Нилов — глава петербургского отделения «Справедливой России», сменивший на этом посту Оксану Дмитриеву. Дмитриева была отстранена от должности в ходе внутрипартийного конфликта и вскоре после этого покинула СР. Через некоторое время она создала «Партию роста», с которой и избралась в петербургский ЗакС. От этой же партии в парламент прошёл Максим Резник — в V созыве избранный от «Яблока», но исключённый из партии через год после выборов…
«Я надеюсь прежде всего на сотрудничество с депутатами от «Яблока». Потому что есть общие цели, общие политические принципы. Этих людей я хорошо знаю и думаю, что разногласия, которые у нас были, мы должны преодолеть, потому что других союзников у нас нет. Как бы мы ни были недовольны друг другом, нам всё равно придётся начинать сотрудничать. Нужно забыть про все личные симпатии и антипатии», — заявила «Диалогу» лидер «Партии роста» Оксана Дмитриева.
Политик подчеркнула — эффективной работы от избранного созыва ожидать трудно, поскольку очень многие профессионалы в ЗакС не попали. Все фракции, кроме ЕР, понесли сокрушительные, как выразилась Дмитриева, потери.
«Абсолютное большинство мест в ЗакСе досталось «Единой России»: какими бы ни были координации внутри оппозиции, одними только голосами провести решение у них не получится. Поэтому оппозиции надо будет, естественно, объединяться, апеллировать к общественному мнению, предавать некоторые вопросы гласности и таким образом добиваться результатов. Позитивный момент в том, что если раньше оппозиция ругалась между собой гораздо больше, чем с «Единой Россией», а «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и вовсе объединялись с фальсификаторами, то сейчас они очнулись. Сейчас представители оппозиционных партий начинают осознавать, что должен быть единый фронт — хотя бы против фальсификаций», — сказала парламентарий.
«Эсер» Олег Нилов, к слову, отказался комментировать любые вопросы, касающиеся нового ЗакСа. Представители других фракций готовности к бою пока не выражают и больше настроены на выстраивание взвешенных отношений с парламентским большинством. По крайней мере, по началу. «Не думаю, что мы будем создавать какую-то коалицию. А в ежедневном режиме находить взаимные точки, в которых будем совпадать, — да. Но мы это будем делать и с «Единой Россией». Говорить сразу, что они во всём не правы — неверная позиция. И мы надеемся на взаимность», — сказал в комментарии «Диалогу» депутат от «Яблока» Михаил Амосов.
Впрочем, народный избранник не исключил, что ЕР может пойти и неприятным для оппозиции путём. «Большинство у «Единой России», и, в принципе, они могут не обращать внимания на остальных и проштамповывать то, что будет присылать Смольный. Может быть такой стиль работы и я, честно говоря, этого опасаюсь. Тем не менее, надеюсь, что будет по-другому. Надеюсь, что и в Смольном, и во фракции «Единая Россия» поймут, что город у нас общий, что представители других партий тоже являются выразителями интересов, представлений, которые существуют в городе, и с ними тоже надо считаться, искать компромиссы, находиться в режиме диалога», — заключил Амосов, подчеркнув при этом, что за всё время существования петербургского ЗакСа такого доминирования одной партии ещё не было.
По мнению «единоросса» Александра Кущака, в новом созыве оппозиции хватает. «Достаточно других мнений, есть такие депутаты как Вишневский, Амосов, Дмитриева — людей будет достаточно, чтобы высказывать любое мнение, противоположное нашей партии. Естественно, этот созыв будет эффективнее, чем может быть даже и предыдущий», — считает парламентарий.
«Давайте вспомним предыдущий ЗакС, в котором из 50 депутатов 20 представляли «Единую Россию». Была там возможность у оппозиции проводить свои решения по сколько-нибудь крупным вопросам? Нет, её не было. Новый ЗакС тоже будет местом для дискуссий — это не Государственная дума. Этим он от неё отличался и будет отличаться в лучшую сторону. А что касается оппозиции, способной проводить какие-то решения, то такой оппозиции у нас не было и в прошлом ЗакСе — не будет её и в нынешнем», — уверен политолог Сергей Шелин.
В КПРФ, хоть и остались недовольны результатами выборов, открыто враждовать ни с партией власти, ни с оппозицией не собираются. «Мне кажется, что формулировка «договариваться» [с партией большинства] в Законодательном собрании не уместна. Здесь нужно действовать в интересах горожан и избирателей. И если интересы политических партий, которые заявляют, что они будут отстаивать интересы горожан, будут совпадать, то, непременно, усилия должны быть объединены. Потому что главная наша цель – развитие города и нормальная жизнь горожан», — сказала «Диалогу» избранный от КПРФ депутат Ольга Ходунова.
«Каждый, кто стал депутатом Законодательного собрания, пришёл решать проблемы, которые важны для развития города, для горожан. Я думаю, что там достаточно много людей толковых, которые искренне болеют за ситуацию в городе. И как же не вместе решать эти вопросы? Воевать в другом месте будем!», — подчеркнула глава администрации Центрального района, избранная в ЗакС от «Единой России» по одномандатному округу Мария Щербакова.
По мнению публициста и политолога Юрия Светова, весомым аспектом распределения сил в ЗакСобрании может стать пакетное соглашение — наподобие того, что было заключено прошлым созывом. Оно определяет, депутаты каких фракций станут председателями парламентских комиссий. «Мне кажется, такое соглашение очень положительно скажется на работе Законодательного собрания. У «единороссов», конечно, большинство, и может возникнуть соблазн не дать ничего. Забрать все посты, а представителям других партий дать в лучшем случае места заместителей», — отметил он.
В создание оппозиционерами коалиции политолог не верит. Более того — он скептически относится к термину «оппозиция» применительно к петербургскому парламенту. «В коалицию оппозиционных партий я не верю. Весь предыдущий опыт показывает, что они не способны объединиться. По каким-то вопросам они, конечно, будут объединяться, но вряд ли возникнет единая коалиция из 15-16 депутатов разных партий. Я бы и слово «оппозиция» в данном случае применял аккуратно: мы посмотрим по конкретным делам, будут ли депутаты оппозиционными или нет. К примеру, ЛДПР – оппозиционная партия формально, а голосовала в предыдущем созыве почти всегда так, как «единороссы», — сказал Светов.
«Сейчас большинство такое, что ему даже не придётся привлекать на свою сторону ЛДПР — и без того хватает голосов. Так что будут работать дружно, продуктивно», — уверен политолог Александр Конфисахор.
Представитель ЛДПР в новом созыве ЗакСа Олег Капитанов в комментарии «Диалогу» отметил, что «дружба» «жириновцев» с теми или иными партиями будет зависеть от конкретных законодательных инициатив — и сейчас рано говорить, кто к кому и почему примкнёт. «Пришли свежие силы, которые принесут свежие решения. Думаю, что работа будет весьма и весьма продуктивной. Для принятия решений нужно большинство и, с учётом того, что у нас всего лишь три мандата, нам в любом случае придётся с кем-то выстраивать отношения. Будут ли это оппозиционные партии или партия власти, будет зависеть от тех решений, которые мы хотим провести», — подчеркнул парламентарий.
«Оппозиция по два-три человека будет сидеть в своих норках, но зато, думаю, от всей души станет показывать, что она самая что ни на есть оппозиция. Но у них просто формально не будет возможности влиять на решения. В ЗакСе всё принимается большинством голосов, необходимы две трети, — так что реальных юридически шагов у оппозиции нет», — отметил Александр Конфисахор.
«Фронда-не фронда, раскол-не раскол»
Среди «единороссов» большинство — 24 человека — избраны в парламент от одномандатных округов. Это даёт повод предположить, что действовать они смогут в ряде вопросов автономно: опираясь на интересы своих избирателей, а не «линию партии». Вероятность такого сценария допускают некоторые эксперты.
Так, Юрий Светов полагает, что из-за большого количества одномандатников и значительного числа парламентариев-новичков новый ЗакС вряд ли будет во всём единогласен. «Окончательный персональный состав ЗакСа ещё не ясен. Опубликован список, утверждённый Горизбиркомом, однако на ситуацию повлияет решение партий — кто именно пройдёт в парламент по спискам. К тому же ЗакС значительно обновился: по разным оценкам в нём 20 человек из прежнего состава и 30 новых. Такого радикального обновления при смене прошлых созывов не было. Обычно примерно половина состава оставалась от предыдущего. Важно, что обновление затронуло партию, которая получила большинство в парламенте: в составе «Единой России» пришло достаточно много новых депутатов, людей с амбициями и опытом, и они будут претендовать на определённую роль в собрании, на руководящие посты, которые там есть. Появились новые депутаты-одномандатники: это означает, что фракция, в которой они состоят, будет не столь монолитной, как была прежде. Одномандатник всё-таки вынужден ориентироваться на то, что требуют от него избиратели. И, соответственно, будет менее склонен к разного рода эпатажным выступлениям или к законопроектам, «закручивающим гайки» в любом вопросе: потому что избиратели могут «не так» среагировать. И, наконец, главное обстоятельство – насколько будет слышен голос иных фракций, кроме фракции большинства», — считает Светов.
Схожую точку зрения выразил и Александр Конфисахор. По его мнению, одномандатники действительно могут руководствоваться в своих решениях иными мотивами, нежели депутаты, прошедшие в ЗакСобрание по партийным спискам. «Даже у «единороссов» состав не очень однородный. Та их часть, которая прошла по спискам, обязана своим местом партии. Но другие прошли по одномандатным округам, и они — хоть и будут ориентироваться на партийную дисциплину — всё-таки будут представлять, что за ними стоят избиратели. Раскол-не раскол, фронда-не фронда, но своя точка зрения у некоторых депутатов вполне может быть, и это может стать достаточно интересным явлением», — отметил эксперт.
Сами одномандатники, кажется, не рады таким замечаниям в свой адрес. «Единоросс» Александр Кущак, в этот созыв прошедший по одномандатному округу, а в прошлый — по партийному списку, в комментарии «Диалогу» заявил, что в ЕР всегда были депутаты со своим мнением: «Что значит несогласие [в рядах «Единой России»]? У нас всегда были депутаты со своим мнением. Это же не армия! Перед заседаниями фракция собирается, обсуждает все вопросы. Конечно, бывает, что у нас нет общего, единого, мнения. Голосуем и потом уже, когда проголосовали на фракции, выступаем с единым решением на заседании», — подчеркнул парламентарий.
Не власть и была
«Когда мы говорим о Законодательном собрании такого великого города как Санкт-Петербург, мы должны говорить не о противостоянии, а о тех задачах, которые стоят перед этим органом. И здесь очень важно то, насколько новому составу удастся обеспечить реализацию тех целей, которые стоят перед органами законодательной власти. А именно, принятия сбалансированного бюджета города, в котором учтены интересы всех слоёв населения, который даст основу для развития экономики города, обеспечит решение проблем горожан. Когда мы говорим о политических партиях, прошедших [в ЗакС] и получивших поддержку избирателей, не так уж важно, кто [получил] больше [голосов] — кто меньше: все они должны нести ответственность за то, что делается в нашем городе. Мы порой забываем, что развитие бизнеса в городе, привлечение в город инвестиций, решение тех или иных логистических задач во многом определяется созданием соответствующего делового климата, который создаётся механизмами эффективного государственного управления, а это управление во многом зависит от механизмов взаимодействия исполнительной и законодательной власти города. В этой работе есть степень ответственности и победившей партии, и других депутатов: пусть их и немного в парламенте, но они представляют определённые слои населения, и их интересы должны быть тоже учтены», — считает декан факультета политологии СПбГУ, заведующий кафедрой российской политики, профессор Станислав Еремеев.
Кардинально противоположное мнение в комментарии «Диалогу» озвучил политолог Сергей Шелин. Он считает, что ЗакСобрание в Петербурге — как и в любом другом регионе России — вовсе не является реальной властью. И ждать от нового созыва живой работы не стоит.
«Законодательное собрание в субъектах федерации, и даже петербургское, более властное, чем многие другие, — не главный орган власти в регионах. Прежний ЗакС не был основным органом власти и нынешний не будет. Нынешний ЗакС будет отличаться от предыдущего тем, что он станет несколько скучнее. Там будет менее интересно находиться — по-моему, это главная разница», — уверен эксперт.
Подготовила Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»
Вся информация о выборах в Петербурге — в спецразделе «Выборы-2016»