В Петербурге существует единственное на Северо-Западе производство зарядных станций для электроавтомобилей. Корреспондент «Диалога» посетил это предприятие, расположенное в промзоне на Софийской улице, и разбирался в том, какие проблемы в принципе стоят перед отраслью.
«Наша компания занимается производством – разработкой, конструированием, воплощением в жизнь и монтажом – нестандартного оборудования, и ведёт деятельность с 2008 года. Основным направлением деятельности является производство оборудования для автопрома: мы делаем различные манипуляторы, конвейеры, несложных роботов – всё то, что помогает собирать автомобили. Несколько лет назад мы открыли инновационное направление – производство зарядных станций для электромобилей. На Северо-Западе мы точно единственное предприятие, которое выпускает такое оборудование, в России – вторая компания. Почему электромобили? Прежде всего, потому, что это чистый транспорт – они не выбрасывают в атмосферу никаких газов, имеют низкий уровень шума (если вы когда-нибудь были рядом с такой машиной, вы наверняка отметили для себя, что она абсолютно бесшумна – только звук от трения колёс по покрытию трассы). Кроме того, электродвигатель-генератор имеет высокий КПД, который намного превышает таковой у двигателя внутреннего сгорания. Автомобиль имеет низкую стоимость владения, ломаться в нём практически нечему, внутри мало масла и других жидкостей. Если взять стоимость пробега обычной машины, получается 3,5-4 рубля на километр, в случае электромобиля – от 20 до 35 копеек, в зависимости от того, ночной тариф используется или дневной. Поэтому продажи электромобилей во всём мире набирают обороты, и они очень популярны: скажем, в Норвегии доля таких машин превышает 26 процентов, а въезд в центры городов на обычных машинах запрещён. Если взять Нидерланды, то только в Амстердаме – больше 40 тысяч заправочных станций. Для сравнения: в Санкт-Петербурге их только четыре. В среднем электромобиль проходит 200 километров на одной зарядке, Tesla – 450-500 километров, поэтому автономность – единственный фактор, который может помешать вам передвигаться на дальние расстояния. Соответственно, наличие зарядных станций позволяет снимать эту проблему», — пояснила директор компании «АудитЭнергоГрупп» (АЭГ) Ия Гордеева.
Любой электромобиль может зарядиться от обычной розетки через кабель, который вы получаете, купив машину. Можно просто вставить кабель в розетку, и для наполнения аккумулятора нужно 8-10 часов из состояния полного разряда. Электрозаправочные станции – а они бывают двух типов – ускоряют этот процесс: «медленные» зарядки переменного тока позволяют пополнить батарею за 1,5-3 часа (в зависимости от того, насколько она разряжена, от ёмкости и других параметров – скажем, температуры). «Быстрые» же зарядные станции позволяют сделать это за 10-20 минут. Получается, что это ненамного дольше, чем заливать бак бензином на АЗС.
Зарядные станции, которые производит АЭГ, делятся на три группы: домашние, корпоративные и публичные. «Начинка» у них примерно одинаковая, но неодинаков корпус – естественно, что устройства, размещаемые в публичных местах, должны быть более крепкими (в частности – защищёнными от вандалов и граффитистов). Станции экспресс-зарядки в Петербурге не производятся – только собираются, потому что это более высокий класс оборудования (токи, например, достигают в них 700 ампер, мощность – от 45 до 150 киловатт). Все станции сертифицированы и созданы по международным стандартам, управление же системой и платежами осуществляется при помощи программы.
«Существует много пожеланий как к городским властям, так и к нормативной базе – потому что когда мы начали этим заниматься, возникла масса сложностей именно с нормативными и разрешительными документами. Прежде всего, пришлось два года вносить различные изменения в законодательство – в тесном сотрудничестве с профильными комитетами, естественно – которые позволили бы устанавливать зарядные станции на фасадах зданий, потому что постановление КГА № 1350 такой возможности не давало. Определения того, что такое зарядное устройство, вообще ни в одном нормативном акте не было. Можно ли устанавливать их на городской земле? Сейчас комитет имущественных отношений позволяет нам ставить зарядные станции без оформления договора аренды – это существенно ускоряет процесс, поскольку он может быть осуществлён в уведомительном порядке», — пояснила Гордеева.
По её словам, необходимо упрощение порядка технологического присоединения к электросетям «Ленэнерго» – сейчас этот процесс занимает от двух месяцев до полугода (а в особо сложных случаях, когда в нужном месте нет точки подключения — и до года) – и землеотвода. В Петербурге такой порядок есть, но на федеральном уровне отсутствует.
Наконец, следует откорректировать некоторые СНИПы и своды правил строительства объектов. На сегодняшний день город может только порекомендовать установить зарядные станции при проектировании и строительстве новых объектов, но не обязать это сделать.
«Кроме того, свои проблемы есть у нас как у производителей. Во-первых, речь о слабом развитии компонентной базы: контроллеры и разъёмы – импортные, найти российские аналоги пока не удалось. При таких объёмах окупаемость проекта очень низкая, опытных специалистов найти практически невозможно. Свою роль как отечественного производителя мы видим в развитии, повышении уровня локализации, стимулировании спроса, совершенствовании системы подготовки кадров и развитию IT-решений, создании новых рабочих мест», — подытожила Гордеева.
На данный момент в городе и области установлены 4 общественных зарядных станции: в торговом центре «Галерея», в паркинге «Пулково», на улице Руставели и в посёлке Терволово под Гатчиной. Две из них были созданы АЭГ. Кроме того, фирма установила более 20 частных заправочных устройств. До конца года в разных местах (например, на Пулковском шоссе, на Крестовском острове, набережной Обводного канала) предполагается установить ещё 11 штук: 5 в первую очередь и 6 во вторую. Появляются они в основном рядом с трансформаторными подстанциями. «Петербургские электросети» отмечают, что зарядка будет осуществляться бесплатно, а карточки, дающие доступ к установкам, можно получить у них.
«Санкции, которые сейчас наложены на нашу страну, с одном стороны, сказываются на ней негативно, с другой же – это определённый шанс для наших предприятий наиболее активно внедрять новые технологии. Сейчас – тот период, когда у них есть возможность выйти на уровень конкурентоспособности с зарубежными производствами. Мы, со своей стороны, готовы их всячески поддерживать – и речь не только и не столько о финансовой поддержке (она как раз не очень велика), а больше об организационной, консультационной», — отметила начальник управления по развитию предпринимательства комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Елена Клеверова.
В настоящее время электромобили в России не могут получить более широкого распространения по ряду причин. Одна из них – в том, что право продавать электроэнергию имеют только энергосбытовые компании. Однако, как указала Гордеева, в стране существует избыток генерации – и «лишнюю» мощность вполне могли бы потреблять как раз зарядные станции для электрических машин. Это позволило бы добиться как экологических, так и экономических преимуществ – и правительство это понимает: согласно постановлению кабмина, подписанному Дмитрием Медведевым, все АЗС с 1 ноября должны быть оборудованы зарядными станциями. Выполнить это постановление в срок, однако, вряд ли будет возможно или выгодно, поскольку продажи электромобилей в России невелики: с начала 2016 года их было куплено всего 33 штуки (!). На данный момент в стране их зарегистрировано всего около 650 — капля в море…
На этом, впрочем, правительство не останавливается: развитию электроавтотранспорта должна помочь соответствующая госпрограмма на срок 2025 года. Она предусматривает, что владельцы этих транспортных средств получат льготные тарифы на платных дорогах, возможность двигаться по выделенным полосам, бесплатные парковки, обнуление транспортного налога, а компании – упрощение технических регламентов. Кроме того, совет Евразийской экономической комиссии принял решение до сентября будущего года снизить таможенные пошлины на электрокары. В регионах, по словам Гордеевой, существует интерес к этой отрасли, но до набора критической массы этому процессу ещё очень далеко.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»