Site icon ИА «Диалог»

Василий Пилипенко: При инфарктах и инсультах нужно не причитать, а срочно звонить в «скорую»

скорая шарм-эль-шейх крематорий

фото: Андрей Куликов / ИА "Диалог"

Знаю, что 2015 год был объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Что удалось сделать комитету за этот год? Каких успехов вы достигли?

Один из косвенных признаков успеха – повышение длительности жизни в Петербурге до 75,4 года. При том что плановое значение – 74,2 года. Не так давно этот показатель не превышал 65-67 лет. Сегодня Санкт-Петербург является самым «пожилым» мегаполисом России. С одной стороны, это большое обременение, в том числе для системы здравоохранения, с другой – её достижение и свидетельство достойного уровня организации помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями. Если анализировать общий показатель смертности от болезней кровообращения, то по России это — 740 случаев на 100 тысяч населения, а у нас в городе – 695 случаев на 100 тысяч населения.

Основными направлениями работы комитета являются внедрение в повседневную практику эффективных медицинских технологий, используемых для лечения больных с острым коронарным синдромом, инфарктом миокарда, острым нарушением мозгового кровообращения, и обеспечение их круглосуточной доступности для населения города. Помимо этого совершенствуется система наблюдения за пациентами, перенесшими эти острые состояния, и больше внимания уделяется профилактике заболеваний сосудов и сердца в группах риска.

Так, с 2015 года в Санкт-Петербурге в качестве пилотного проекта создаются кабинеты антикоагулянтной терапии (в 2015 году было 5 кабинетов, сейчас — 8), оказывающие консультативно-диагностическую помощь пациентам, находящимся на антикоагулянтной терапии (антикоагулянты – препараты, разжижающие кровь, — необходимы для предотвращения появления тромбов в сосудах – ИА «Диалог»). В 2015 году в этих кабинетах были обследованы чуть более 1400 пациентов, за 5 месяцев 2016 года – 2574 пациента. В итоге у трети обратившихся был выявлен риск тромбозов, и ещё у 10% — наоборот, риск кровотечений, обусловленных некорректно подбираемыми больными дозами препаратов. Всем этим пациентам проведена необходимая коррекция терапии. Помимо этого, за два года число кардиологических кабинетов увеличилось более чем в 2 раза: с 44 в 2014 году до 94 — в начале 2016 года, выросло число кабинетов отказа от курения: с 10 до 36.

Очень интересен опыт работы в течение 2015 года психологов Федерального консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака НИИ Фтизиопульмонологии. Однократную консультацию получили 1406 жителей города, месячное сопровождение врача и психолога — 915 человек. Из них отказались курить 312 человек (не курят в течение 30 дней), после сопровождения снизило количество потребляемых сигарет в два и более раз – 183 человека.

Как комитет привлекает внимание горожан к проблемам сердечно-сосудистых заболеваний?

Постоянно проходят медийные и публичные акции при поддержке комитета по здравоохранению. Например, в прошлом году во всех районах города прошли мероприятия, посвящённые всемирному Дню Сердца. Самым впечатляющим и запоминающимся стала демонстрация в Юсуповском саду 11-метрового анатомического макета сердца. Во время акций у посетителей была возможность измерить артериальное давление, сдать кровь и узнать собственный уровень холестерина, ведь свои данные мало кто знает, особенно среди лиц молодого и среднего возраста. В целом в 2015 году в профилактических мероприятиях приняли участие более 70 тысяч человек, причём четверть из них – дети и подростки, что особо ценно.

Комитет активно реализует программу маршрутизации пациентов. В чём её суть?

Большое внимание уделяется вопросам маршрутизации больных с острым коронарным синдромом и острым нарушением мозгового кровообращения. Нет смысла везти больного из северо-западного района города в юго-восточный, даже при возможности использовать кольцевую дорогу и западный скоростной диаметр. Главная задача – соблюсти правило «золотого часа»: если больной с острым коронарным синдромом в течение часа от момента появления боли получает квалифицированную высокотехнологичную медицинскую помощь, то это существенно повышает шанс на сохранение его жизни и максимальную сохранность здоровья после инфаркта. Более того, при адекватности проводимых мероприятий инфаркт миокарда может закончиться без рубца на сердце, то есть зона некроза не успеет сформироваться по причине восстановления адекватного потребностям кровотока в миокарде.

Всего в Санкт-Петербурге больных с инфарктами и инсультами круглосуточно принимают 14 городских больниц и 2 федеральных центра (клиника МЧС и Центр имени Алмазова), в которых созданы и функционируют 8 первичных и 6 региональных сосудистых центров, последние обеспечивают самый высокотехнологичный уровень медицинской помощи. Региональные сосудистые центры распределены по городу таким образом, что когда скорая помощь приезжает на вызов и забирает такого пациента, то везёт его не на другой конец Петербурга, а в ближайшее учреждение, которое имеет возможность провести, например, стентирование. Маршрут рассчитывается таким образом, чтобы больной в максимально короткое время оказался в руках тех, кто лечит инфаркт, используя современные медицинские технологии. За шесть месяцев 2015 года с диагнозами «острый коронарный синдром» и «острые нарушения мозгового кровообращения» в эти стационары города было доставлено чуть менее 16,6 тысяч человек, в том числе в регионарные сосудистые центры — 10,4 тысяч, в 2016 году за этот же период — 17,7 тысяч человек и 12,8 тысяч, соответственно.

Успешно ли работает в этих условиях скорая помощь?

Врачи «скорой» используют современные препараты, которые позволяют уменьшить нагрузку на пациента. «Скорая» оснащена необходимым оборудованием, причем не только тем, которое позволяет ставить корректные диагнозы, но и оборудованием лечебного свойства. Если речь идёт о реанимационных бригадах, то они могут делать полноценную искусственную вентиляцию лёгких, электростимуляцию сердечной деятельности, в укладках у них есть препараты, которые лизируют (растворяют) тромбы. Если определённые условия и показания соблюдаются, то пациенту непосредственно у него дома незамедлительно введут такой препарат.

Как организуется работа внутри стационаров?

Необходимо, чтобы пациент «не блуждал» по стационару с врачами, а максимально быстро был доставлен на операционный стол. Кроме того, обязательное условие успешного лечения – корректно поставленный диагноз. В максимально короткие сроки врачи чётко должны знать, по какой причине произошёл инфаркт и какие именно артерии закупорены. Для этого больной должен успеть пройти через приёмный покой, оказаться, если нет оснований в реанимационных мероприятиях, в хирургической процедурной, где есть ангиограф. Ему должны сделать анестезию, добраться катетером до сердечных сосудов, ввести контраст, посмотреть, оценить, рассчитать диаметры, подобрать стенты и так далее. Случается, что техника выходит из строя. В отличие от людей она менее надёжна. Тогда маршрут для больного учитывает близлежащие стационары, которые должны быть оснащены необходимыми аппаратами, высококвалифицированными. Туда и направляют больного, также с учетом фактора «золотого часа». Стационарные учреждения, задействованные в маршрутизации, дополнительно оснащаются современным специальным рентгендиагностическим и лечебным оборудованием, томографами, ангиографами, оборудованием реанимационного назначения, в том числе для дублирования линеек этой аппаратуры на случай технических неисправностей.

Система маршрутизации отлаживалась с конца 2014 года и в течение 2015 года, совершенствуется она и сейчас. На сегодняшний день она весьма эффективна. Мы, работники и комитета и стационаров, прекрасно понимаем, что успех оказания помощи этой категории больных во многом зависит от слаженности работы всех звеньев маршрута.

Каковы показатели Петербурга относительно страны по проведённым стентированиям и тромболизисам?

Особенностью Петербурга в лечении острого коронарного синдрома является предпочтение не тромболизиса, как лечебной методики или способа, направленного на растворение тромба, а выполнение стентирования – расширение просвета суженного или закупоренного сосуда специальным стентом. Показатель по этой процедуре в Петербурге один из лучших в стране. Доля больных с острым коронарным синдромом, которым выполнено чрескожное стентирование, более 46%, а целевой показатель Минздрава по стране – порядка 20-25%. С учётом того, что у нас довольно пожилое население, у которого чаще встречаются противопоказания, ограничения к тромболизисам, доля этих пациентов ниже, чем показатель по стране, но при этом суммарный показатель по обоим видам процедур у нас превышает 50%, что существенно выше общероссийского показателя. Например, за первые шесть месяцев 2015 года в регионарных сосудистых центрах методом стентирования были прооперированы без малого 2,5 тысысячи пациентов, а за соответствующий период 2016 года — более 3 тысяч человек. Тромболизис при острых нарушениях мозгового кровообращения в эти же периоды времени был выполнен 105 и 166 больным, соответственно.

В чём сейчас, на ваш взгляд, главное препятствие для врачей в лечении инфарктов и инсультов?

Мой ответ с позиции врача с более чем 30 летним стажем работы. Главная проблема заключается в том, что пациенты не торопятся, не стремятся и ленятся вовремя оценить свои проблемы, связанные со здоровьем вообще, игнорируют симптомы, которые предшествуют инсультам и инфарктам. А в острых случаях — не торопятся сообщить близкому о боли, нарушении самочувствия, ожидают, что всё само «отойдет». Зачастую врач оказывается в квартире у больного через 8-12 часов после инсульта, исключительно из-за позднего обращения. Вокруг бегают сердобольные родственники, всплескивают руками и говорят: «Вот какое несчастье у нас произошло! Что же теперь делать?» А на самом деле, если бы они 10 часов назад позвонили в «скорую», всё было бы иначе. У людей ложное стереотипное восприятие инфаркта или инсульта – что это либо смерть, либо навсегда «в постели», и главное средство лечения – покой. На самом деле это далеко не так.

Также многие считают, что «инфаркт или инсульт со мной не произойдет» — так думают даже те, у кого есть гипертоническая болезнь, мерцательная аритмия, сахарный диабет и стеноз сосудов. Это, большей частью, из-за незнания и невежества.

Тогда как пациентам нужно себя вести, чтобы помочь врачам и избежать инфарктов?

Наверное, буду резок. У нас есть 41-я статья Конституции, есть федеральные законы, которые гарантируют гражданам государственную заботу об их здоровье, но при этом некоторые наши граждане делают всё, чтобы этого здоровья у них не было. Бывает, что житель Петербурга выкурил «два завода табачных изделий» и выпил «четыре завода крепких спиртных напитков», а затем приходит к врачу и говорит: «А ну-ка лечите-ка меня, вы обязаны». Возникает вопрос: как сделать так, чтобы таких граждан было меньше? Как их призвать к ответственному поведению именно в отношении собственного здоровья? Я понимаю, что вопросы отказа от алкоголя и курения сложны, и в Петербурге в этом отношении ситуация далека от идеальной. Когда у человека есть приверженность к тому, чтобы заботиться о своём здоровье, всё будет успешно. Мы адаптируем систему здравоохранения к проблемам, которые встают перед жителями города. Петербург очень передовой город. Большие денежные ресурсы тратятся городом на оказание помощи жителям и тем, кто приезжает. В том числе благодаря этому система оказания помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями не стоит на месте, а развивается.

Какие можно назвать вредные факторы, влияющие на развитие сердечно-сосудистых заболеваний?

Это и образ жизни, и неправильное питание. У нас зачастую пищевые стереотипы навязываются с помощью рекламы. Это бич сегодняшнего дня. У людей возникают неверные ассоциации: на экране молодой, успешный человек обязательно с каким-нибудь бумажным стаканчиком кофе, из кармана торчат чипсы. Герои рекламы быстро это употребляют, не отрываясь от дела, и решают глобальные проблемы, жизнерадостно поглощая «бургероподобные котлеты» и прочие суррогаты еды. На самом деле спектр липидов, которые циркулируют у человека в организме – довольно коварная вещь. И та еда, которая у нас называется «фаст-фуд», ни к чему хорошему по определению привести не может, как бы ни хвалили те фермы, которые поставляют им говядину или салаты. Очень вредна кола и подобные напитки. Одно время по сети распространялся ролик о том, как выглядит слизистая желудка животного, когда на неё выливают один из видов колы – сплошные эрозии и язвы… Однако, увы, к сожалению, употреблять качественную так называемую органическую пищу – очень дорого.

Как стоит вести себя тем, кто перенёс операции в связи с инсультами и инфарктами? Как им быть ответственными за своё здоровье?

Прежде всего, ответственность пациента для предотвращения повторных инфарктов и инсультов – это пристальное внимание к своему самочувствию. Это обязательное условие. Второе – неукоснительное соблюдение всех рекомендаций лечащего врача. Если человеку назначили лекарства, влияющие на свёртывающую систему крови, значит рекомендациям нужно следовать чётко и неукоснительно. Нужно сдавать анализы, и если результаты свидетельствуют о том, что нужна коррекция дозы, это должен делать специалист, а не сам пациент. Двигаться больше, стараться правильно питаться, следить за весом, не курить — это прописные, но истины.

Каковы планы комитета на 2016 год?

Мы не тешим себя надеждами, что 2016 год будет проще предыдущих. Данность такова: по итогам диспансеризации населения Санкт-Петербурга в 2015 году, охватившей без малого 886 тысяч человек, менее 36 % жителей города относительно здоровы, 400 тысяч человек зарегистрированы как больные сердечно-сосудистыми заболеваниями — прежде всего это ишемическая болезнь сердца и гипертоническая болезнь. Основная задача в отношении этой категории жителей — добиться поддержания у них нормальных цифр артериального давления, нормальных показателей липидограммы, коагулограммы, глюкозы крови (диабет — одна из наибольших опасностей в отношении сердечно-сосудистых заболеваний).

Будет дальше развиваться система маршрутизации больных этих категорий. В том числе стационарзамещающие способы. Время «бездеятельной сердобольности» проходит. Круглосуточную койку содержать дорого. Пациент может получить процедуры и обследования с утра, а во второй половине дня быть свободным. На эту койку потом может прийти ещё один пациент, и так далее. В том числе оптимизация может проходить за счёт увеличения числа коек дневного стационара. Их профиль, естественно, может меняться. Но это всё происходит на основании расчётов, обоснований эффективности, с учётом обеспеченности профильным коечным фондом населения различных районов города. Будут развиваться новые технологии диагностики и лечения, будет увеличиваться доступность современных хирургических технологий для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В 2016 году мы планируем ещё увеличить количество проводимых операций. За 2015 год их прирост составил 44% по сравнению с 2014 годом.

Беседовала Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»