Site icon ИА «Диалог»

«Великие стройки капитализма»: как 250 студентов из стройотрядов будут работать в Петербурге этим летом

студенческие стройотряды в петропавловской крепости

фото: Илья Снопченко / ИА "Диалог"

Когда появилась новость о том, что в Петропавловской крепости пройдёт сбор студенческих отрядов, отчасти мы ожидали увидеть выгнанных из-за парт «на картошку» гуманитариев. Вместо этого перед Нарышкиным бастионом выстроились парни и девчата (два отряда – «Польза» СПбГАСУ и «Сольвейг» из Екатеринбурга – состоят только из представительниц прекрасного пола) крепкого спортивного вида, с флагами, в тужурках. По украшавшим одежду значкам и нашивкам было понятно, что большинство участников студенческой стройки – люди в некоторым смысле бывалые: успели поработать на строительстве дорог и объектов энергетики, площадках «Спецстроя». Всего – около 250 человек из 13 регионов, от Санкт-Петербурга до Калмыкии, Краснодарского края и Алтая. И все – студенты как раз строительных, инженерных специальностей.

«Мы сегодня в Петербурге возрождаем старую хорошую традицию – открываем студенческое строительное лето. Почему мы называем это лето первым для студентов в Петербурге? Потому что эта традиция на какое-то время была утрачена. В 1948 году – во время, когда наша страна лежала в руинах – первые студенты, бойцы ССО были призваны на объекты Ленинградской области. Руками студентов – ребят и девчонок – строились гидроэлектростанции. В советский период движение строительных отрядов набрало колоссальную мощь – это было самое авторитетное движение, передовой отряд молодёжи страны, и руками бойцов создавались объекты, которыми и сегодня гордится страна: Байкало-Амурская магистраль, Камский автомобильный завод, Волжский автомобильный завод, Саяно-Шушенская ГЭС. Во всех регионах нашей необъятной родины работали студенческие стройотряды. В условиях современной России, новейшей России вашими руками, ребята, создавались и другие важнейшие для развития страны объекты. Бойцов стройотрядов мы встречали на объектах космодрома Восточный, на острове Русский при подготовке саммита АТЭС, на объектах Сочинской олимпиады», — заявил вице-губернатор Игорь Албин.

Перечень предприятий, где будут трудиться студенты, выглядит как справочник «кто есть кто в строительной отрасли Петербурга»: звучали названия компаний ЛСР, «Пилон», «Возрождение», «Геоизол», «АБЗ-Дорстрой», «А-Проект», «Метрострой», «Леокам», «Трансстрой-СПб» (последняя, напомним, является генподрядчиком стадиона на Крестовском острове). Студенты будут строить Яхтенный мост, дорожные развязки, новые станции метро и пресловутый стадион. Больше всего корреспондента «Диалога» интересовал вопрос о том, зачем понадобились студенческие строительные отряды сейчас, и как эта система работает в совершенно новых экономических условиях (тем более – в частных компаниях). Конечно, в России от неё не отказывались совсем, но для нынешнего Петербурга опыт массового привлечения учащихся на «великие стройки капитализма» стал первым. Об этом в своих выступлениях заявляли и чиновники – подчёркивая, что открывается именно первая студенческая стройка Петербурга.

«Эти объекты – сейчас у нас на острие по срокам сдачи. Это стадион «Зенита» и метрополитен, а также сезонные работы по строительству дорог и развязок. Обычно летом наблюдается пик трудоёмкости этих работ. Поэтому лишние руки нужны всегда. Кроме того, этот процесс – ещё и воспитание молодёжи. В этом году их 250, а в следующем, может быть, будет и 2500! Конечно, рабочих нам хватает, но нужны ещё граждане, которых надо воспитывать трудом. Ну а зарплата… Думаю, что зарплата будет адекватна объёму выполненной работы. Не забываем и о системе поощрений, которая введена на всех объектах. Будут выписываться наряды, а по нарядам – и результаты», — рассказал корреспонденту «Диалога» заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Михаил Цалко.

Осталось узнать о том, как попадают в современные студенческие стройотряды и как в них работают, из первых уст. Корреспондент «Диалога» побеседовал с командирами трёх ССО – случайно вышло так, что все они представляли южные регионы страны. Представительница команды из Воронежа уверила журналиста в том, что студентов никак не обидят при заключении трудового контракта.

«Трудовые контракты заключают с каждым бойцом; договор этот срочный, всё официально, всё прописано в трудовом соглашении, а командир всегда проверяет документы – это обязательная процедура. Мы всегда смотрим, чтобы всё было оформлено правильно – нас учат тому, чтобы мы знали, как это делается. Это будет полезно нам и в дальнейшем – будет легче устраиваться на работу. Не везде можно так пройти практику в студенческих отрядах, потому что здесь мы работаем официально, а в некоторых вузах практика проводится не так, как хотелось бы. Мы приехали сюда на два месяца: с 1 июля и до 30 августа. Пробуем себя в разных амплуа – штукатура, маляра, подсобника», — рассказала Анастасия Иващенко, командир студенческого строительного отряда «Ударник» из Воронежа (Воронежский ГАСУ).

Очиру Музурову, командиру элистинского ССО «Уралан» (представляющего Калмыцкий государственный университет), был задан вопрос о том, как попадают в стройотряд, и почему он с его товарищами оказался именно в Петербурге.

«Регион заявляет, что готов принять студентов, а центральный штаб проводит конкурс, по которому лучшие попадают в студенческие отряды. У нас было множество вариантов, куда отправиться, но всем отрядом выбрали Санкт-Петербург, потому что это первая такая стройка. Распределяют по организациям нас централизованно. Мы уже знаем, где будем работать – это компания «Леокам», мы будем строить стадион на Крестовском острове. Попытаемся внести свой вклад в его завершение!» — ответил он.

А Мирон Жилевский, командир кубанского стройотряда «Атлант», также заверил корреспондента «Диалога» в том, что работодатели (судя по его послужному списку – весьма серьёзные компании) ведут работу честно. По его словам, конкуренция за право работать в летний сезон ведётся не только между отдельными студентами, но и между целыми отрядами.

«Мы прошли конкурсный отбор среди отрядов – подавались данные о командах, о том, насколько они развиты, какую историю имеют. С лучшими проводилось собеседование – по телефону или электронной почте – и выяснялось, кто именно будет участвовать. Мы все – студенты строительных специальностей, и для нас это уже не первый объект. Мы работали в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи, в 2015-м работали на компрессорной станции «Казачья» — это объект «Газпрома». В нынешнем году, как видите, принимаем участие в питерской стройке. Мы проходим прямые собеседования с работодателями – рекомендуем себя, показываем свои лучшие стороны – либо нас рекомендуют руководители штабов. За историю существования нашего отряда проблем с оформлением или оплатой не бывало», — заметил он.

В принципе, сами чиновники тоже намекают на то, что ССО – в действительности дело престижное и дающее надежды на карьерный рост. Всё тот же Игорь Албин напомнил, что сам в своё время был бойцом стройотряда, и работал в качестве комиссара советско-германского отряда «Москва-2» на шёлковом комбинате имени Розы Люксембург.

«Это был очень важный период в моей жизни, потому что я заработал денег, получил рабочую специальность каменщика и водителя электрокара, нашёл массу друзей. И я скажу, что этот путь, который мы проходим вместе, в рамках трудового семестра, предопределяет нашу жизнь. Бойцы ССО – это всегда лидеры; это ребята, которые в перспективе будут успешными руководителями, предпринимателями… просто хорошими людьми. Спасибо вам за то, что откликнулись на призыв, приехали преображать, украшать наш город Санкт-Петербург», — добавил он.

С ним был согласен и заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Пётр Евгеньевич Тищенко:

«Вы видите, что многие из тех, кто стоит сейчас перед вами, начинали свой трудовой путь и получали навыки именно в составе студенческих трудовых отрядов. Это помогает по жизни, поверьте. Я восстанавливал дворец Кшесинской в составе студенческого строительного отряда. Но самое главное, что я хочу пожелать как представитель комитета по труду, обращаясь к начальникам отрядов – самое пристальное внимание к проведению инструктажей по технике безопасности, чтобы ничто не омрачило эти сказочные дни в Санкт-Петербурге! Удачи вам и трудовых успехов», — заметил он.

Кстати, в эти дни студенческие стройотряды отправляются и на другие объекты. Например, 30 июня в Москве на Казанском вокзале провожали 87 студентов из шести профильных вузов страны, которые будут работать на возведении моста через Керченский пролив. Они также будут работать на протяжении двух месяцев – как уточнили в «Росавтодоре», пять дней в неделю, с бесплатным проживанием и трёхразовым питанием, получая от 150 рублей в час. Это, как отметили в дорожном ведомстве, соответствует среднему уровню материального вознаграждения участников стройотрядов на инфраструктурных объектах в предолимпийском Сочи.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»