Городские власти решили изменить приоритеты в обеспечении транспортной доступности Колпино: вместо линии скоростного трамвая до будущей станции метро «Южная» («Шушары») первой должна появиться ветка «обычного» трамвая к станции «Рыбацкое». Корреспондент «Диалога» изучал подоплеку этого вопроса – в том числе различия между «скоростным» и «нескоростным» рельсовым транспортом – и спрашивал мнения экспертов.
«Перспективная трамвайная линия, которая соединит Рыбацкое и Колпино, обеспечит жителей дополнительным маршрутом общественного транспорта, укрепит межрайонные связи, а также улучшит транспортную доступность Колпинского района. В настоящий момент ведётся разработка градостроительной документации, которая позволит в соответствии с Градостроительным кодексом РФ приступить к началу проектирования объекта. Завершить разработку градостроительной документации планируется в 1 квартале 2017 года», — сообщили «Диалогу» в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. Также там заявили, что говорить о сроках строительства и параметрах и линии преждевременно.
Что такое скорость?
Как пояснил «Диалогу» специалист транспортной отрасли, пожелавший остаться неназванным, ситуация для пассажиров будущей линии кардинально не меняется. Кроме того, в данном вопросе существует смешение определений, с которым столкнулись некоторые издания, рассказывая о проблеме.
«Понятие легкорельсового транспорта (LRT – Light Rail Transit) существует на Западе, где им описывается транспорт с определённой нагрузкой на ось, до 10,5 тонн. Наш трамвай имеет нагрузку до 12 тонн, так что и трамвай, и LRT – это, в принципе, одно и то же, но понятие LRT в России официально не закреплено. Скоростной трамвай – другое дело: его основной признак – это средняя эксплуатационная скорость, от 23 км/ч. Если СЭС выше этого показателя, то трамвай при проектировании считается скоростным. Так что кардинально ничего не меняется, отличие может быть только в одном – в каких-то местах могут быть одноуровневые пересечения, но это не критично», — рассказал он.
В качестве примера имеющегося в нашей стране действительно скоростного трамвая можно назвать систему «метротрам», существующую в Волгограде: это полностью огороженная линия, которая на окраинах находится на поверхности, а в центре города спускается под землю. При этом получается, что её обособленность от прочих участников дорожного движения – факт обоюдоострый. С одной стороны, движению не мешают автомобили (в том числе на перекрёстках), с другой – приходится превращать большую площадь в зону отчуждения, которая, подобно железной дороге, разрезает территорию на части и мешает сообщению. На Украине, кстати, подобная линия имеется в Кривом Роге – городе, сильно вытянутом в одном направлении (до 67 км). Оба этих города, не будучи «миллионниками» в советское время, не могли рассчитывать на строительство метрополитена (миллионный житель Волгограда, напомним, родился только в 1991 году, а затем численность населения колебалась вокруг отметки 1 млн; в Кривом Роге – 640 тысяч жителей).
Трамвай сбросит маску «LRT»
«Термины типа «LRT», «скоростной трамвай» и прочее тому подобное, как мне кажется, стали расхожими потому, что в городе существует отрицательно окрашенный стереотип в отношении трамвая: дескать, это нечто убитое, громыхающее и медленное. Но сейчас в Петербурге появилось достаточно много новых составов – современных, низкопольных, скоростных – которые задают новый стандарт работы этого вида транспорта. В принципе, уже можно сбросить маски и сказать, что это всё – трамвай», — добавил собеседник «Диалога».
Наконец, скоростным трамвай становится не только (и не столько) благодаря высокой скорости перемещения на перегонах, но и в силу снижения количества и длительности стоянок – поскольку средняя эксплуатационная скорость рассчитывается на основании всего времени нахождения в пути, включая остановки. Если остановок мало, то необходим дополнительный вид транспорта (как правило, автобус), подвозящий пассажиров к станциям трамвая. При этом Колпино – не безусловная конечная цель поездки по будущей трамвайной линии: она будет проходить через посёлки Металлострой, Усть-Ижора и Понтонный, где существует, помимо прочего, множество производств, к которым нужно везти людей, и возводится немало крупных жилых комплексов. Соответственно, «скоростной» характер линии вступал бы в противоречие с целями её работы: обеспечением транспортной доступности большой территории, причём желательно – доступности пешеходной.
Лишь бы не было коллапса
«Наиболее запущена проблема транспортного сообщения – как раз в Колпино. Наверняка будут вопросы с отчуждением собственности, но в принципе, оба варианта приемлемы – лишь бы была нормальная наземная связь с Колпино! При прокладке магистрали в Рыбацкое нужно учитывать загруженность зелёной линии метро, но она вряд ли меньше, чем у других веток. А разница в 4 километра достаточно непринципиальна. На фоне других городских проектов – например, расходов на «Зенит-Арену» — это всё равно копеечные траты», — отметил экономист, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Межевич.
Разница – ещё и в том, что для строительства скоростной ветки к «Южной» предполагалось найти инвестора, но в нынешних условиях это представляется слишком трудной задачей. Ветка же в Рыбацкое должна быть построена за государственные средства.
«Эта проблема вполне реальна. Сейчас, конечно, не 2015 год, но говорить о том, что кризис полностью преодолен, нельзя, и долгосрочного инвестора – а любая транспортная инфраструктура окупается десятилетиями – в наше время найти очень сложно. Тем более этот проект, насколько я понимаю, ещё без окончательно свёрстанного технико-экономического обосновния. Какие будут обременения по отчуждению собственности – очень серьёзный вопрос. Свободных земель там нет, государственной модели отчуждения здесь тоже нет. Частный инвестор на это не пойдёт», — отметил Межевич.
При этом отказ от приоритетного строительства скоростной линии к станции метро «Южная» («Шушары») не означает, что этой транспортной связи не будет в принципе: изначально предполагалось, что в Колпино будут проложены две трамвайные линии, от станций «Южная» и «Рыбацкое». Обе линии есть в планах Смольного, просчитаны основные показатели – просто городские власти, вероятно, осторожничают, не желая раздавать обещания, за которые с них потом спросят. Но территория вокруг Софийской улицы в любом случае будет развиваться – значит, транспортное обеспечение ей необходимо.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»