Site icon ИА «Диалог»

Артист театра кукол: В работе важны и руки, и харизма, но главное — искренность

«Кукольный театр выбрал меня сам»

Наверное, я театр кукол не выбирал – он сам меня выбрал. Когда я приехал поступать в Санкт-Петербургскую театральную академию, то, как и большинство абитуриентов, хотел попасть на драматический курс. Но судьба сложилась иначе, и я стал учиться в мастерской Руслана Равилевича Кудашова (главный режиссёр Большого театра кукол в Петербурге — ИА «Диалог») при БТК. Просмотрев спектакль «Невский проспект» моего мастера, я был просто потрясён. Тогда-то я и открыл всю необычность кукольного театра. В этом театре можно рассказать историю через предмет, куклу, пластику, фактуру, поэтический образ, маску — что ведет к большому полёту фантазии. Таким образом, к каждому спектаклю ищется свой художественный язык, особый способ существования на сцене и своя атмосфера.

«Не ты плачешь, а кукла»

Кукольный артист должен уметь пользоваться методом отстранения. Дело в том, что драматический артист находится внутри роли, он играет собой, а кукольный артист, как бы управляя куклой, смотрит на нее со стороны. Не ты плачешь, а кукла. Но при этом ты также проживаешь эмоциональную историю вместе с куклой. Есть спектакль традиционного театра кукол, где история разыгрывается на ширме с перчаточными куклами или гапитно – тростевыми, поэтому здесь важна выносливость, так как руки артиста постоянно находятся в верхнем положении и затекают. Например, в спектакле «Мы» по мотивам произведения Евгения Замятина все герои — это белые, недоделанные гапитные куклы с видимым механизмом, что работает на идею спектакля: они все действуют как «единый миллионоклеточный организм». В этой профессии должен быть тот человек, который чувствует каждый жест, поворот, намёк, вздох своего персонажа, обладает харизмой, и руки у него растут, как говорится, оттуда, откуда нужно. А самое главное, думаю, — это искренность.

«Спектакль готовится от месяца до года»

На сроки выпуска спектакля влияют разные обстоятельства: например, возраст аудитории или масштаб постановки (если к постановке готовится не пьеса, а роман, то нужно написать инсценировку, что занимает тоже какое-то количество времени). Спектакль – это лаборатория, в которой актеры предлагают свои идеи и делают показы, или режиссёр приходит с уже готовым решением. А ведь надо ещё успевать играть и репертуар! Поэтому срок подготовки – от месяца до года. Хотя бывает и так, что идея спектакля вынашивается годами.

«В качестве кукол могут использоваться ножи, булавки, утюги»

Кукол для постановки изготовляет художник театра кукол: он тщательно обсуждает с режиссером, какие будут использоваться куклы, из какого материала (дерево, силикон, пенопласт, поролон), в зависимости от атмосферы и темы спектакля, а также выбирает системы кукол (гапит, планшетка, тантамареска, перчаточная кукла, марионетка, штоковая кукла). Часто придумывают оригинальную систему. Для спектакля «Колобок», например, художница Алевтина Торик связала куклы из пряжи: рукавицы – это бабушка и дедушка, клубок – колобок. Заяц – вязаная перчатка, носок – волк, шапка – медведь, варежка и шарф — лиса. Многие наши спектакли получились из самостоятельных показов на тему будущего спектакля, один из которых – «Шекспир – Лаборатория», где в качестве кукол используются ножи, булавки, утюг, рубашка, веревка, камни, ветки, двери, рамки, битые стекла, стеклянные банты, хлеб, лук, цветы. Эти предметы с помощью игры актеров, музыки и света складываются в поэтический образ.

«Кукольный театр не имеет ограничений»

В зависимости от спектакля артист занимает определенное место. Например, в спектакле «Екклесиаст» на сцене группа актеров в заданном квадрате, наполненном песком, рассказывает историю человечества через пластику. Важна масса, а не отдельно взятый герой. Зритель ассоциирует себя с персонажами, узнает себя в тех или иных сценах, понимает что-то про себя, сопереживает. В другом спектакле, «Книга Иова», вся история рассказывается через главного героя Иова, и здесь, конечно, важна работа актёра, всё остальное – это помощь ему. И в «Екклесиасте», и в «Книге Иова» почти нет кукол. Театр кукол не имеет ограничений, он может себе позволить отходить от заявленного жанра. Хотя сейчас искусство, на мой взгляд, вновь становится синкретично. О спектакле «Песнь песней» одна критик из Грузии говорила так: «Это было и кино, и живопись, и притча, и божественное песнопение, и театр кукол, и драма». Нагрузка между человеком и куклой распределяется в зависимости от спектакля. В постановке «Вий» главный герой Фома Брут – человек, а Панночка – большая кукла, которой управляют три человека. При этом черти – это актеры со страшными масками на лицах.

«Любимый персонаж зрителей напоминает моего отца»

У зрителей есть любимый персонаж – это старик Ширикава (штоковая марионетка) в спектакле «Польвероне» по притчам Тонино Гуэрра. Он похож на моего отца, которого уже нет в живых. Отец также умел молчать, когда одновременно бывает и радостно, и грустно.

«Ребёнок порой может понять намного больше взрослого»

Наши спектакли ориентированы на любой возраст, так как интересны как детям, так и взрослым: в них скрыты духовные подтексты. Когда человек вырастает, его сознание притупляется, упрощается, а ребёнок в театре открыт. Иногда он может понять намного больше взрослого, поскольку большинство наших «взрослых» спектаклей – это духовный поиск, где важна и идея, и образность, и хорошие актерские работы. В детских спектаклях очень важен ритм действа, на сцене всегда должно происходить что-то интересное, чтобы удержать внимание маленького зрителя.

«Театр – это не только «веселуха»

Зрители на выступления реагируют по-разному. После спектакля плачут, говорят, что давно такого не испытывали. У театра есть свои фанаты, которые заполняют зал и часто дарят подарки. А однажды на новогоднем вертепном представлении (в котором рассказывается история о рождении Христа) первый ряд весь встал и ушел – думали, что развлекаться пришли. Но ведь театр – это не только «веселуха», но и духовная работа. В моей жизни театр играет одну из главных ролей, потому как он духовно развивает, учит быть милосердными, сопереживать горю и с юмором относиться к жизни. После спектакля «Колобок» дети приходят за кулисы, и мы показываем им кукол, общаемся, обмениваемся мнениями… Это незабываемо. Десятки светлых детских глаз – это заряжает. Родители тоже со светлыми лицами покидают зал. Значит, мы, актёры, свою миссию выполнили.

Беседовала Дарья Веркулич / ИА «Диалог»