Комплекс зданий Агрофизического института на Гражданском проспекте, 14, включён в перечень выявленных объектов культурного наследия распоряжением комитета по государственному использованию и охране культурного наследия (КГИОП). В пояснении ведомства указано, что главное здание института и здание лаборатории светофизиологии представляют собой пример архитектурного ансамбля в стиле «сталинского» неоклассицизма 1950-х годов.
«Сад, расположенный южнее лаборатории, рекомендовано не включать в перечень выявленных объектов культурного наследия. Участок, где он располагается, первоначально использовался учёными как опытное поле. В более позднее время, в 1980-2000-е годы, оно заросло так называемым «самосевом», из чего следует, что ни видовой состав зеленых насаждений сада, ни его планировка не представляют исторической ценности», — говорится при этом в сообщении КГИОП.
Такая формулировка вызвала недовольство инициативной группы, которая борется против застройки части зелёной зоны, находящейся на территории института, высотным жилым домом (23 этажа). Однако решение КГИОП в любом случае станет дополнительным гвоздём в гроб проекта, против которого активно выступают жители соседних домов – как по соображениям сохранения зелёных насаждений (ценность которых руководство института отрицает), так и в силу неприятия «уплотнительной застройки» как таковой — из-за нагрузки, которую она создаёт на социальную и коммунальную инфраструктуру.
«Сад в южной части комплекса назван «опытным полем, которое в 1980-2000-е годы заросло самосевом». Эта ложная информация широко распространяется институтом, заинтересованным в застройке сада высотным жильём. На самом деле, на северной части спорного участка уже в начале 1960-х годов был разбит сквер, что отчетливо видно на фотографии 1963 года. По воспоминаниям ветеранов института, это было сделано по замыслу первого директора и основателя института А.Ф. Иоффе. Южная часть в первые годы действительно использовалась для экспериментальных посадок, однако уже в 70-е годы, при следующем директоре академике Нерпине, там был создан сад с планировкой. Это подтверждается планами 1974 и 1977 года, где видны ровные ряды деревьев и кустарников, клумба и пешеходные дорожки. Состав деревьев в саду также не оставляет сомнений в его рукотворном происхождении – это туи, голубые ели, сосны, пихты, персидская сирень, лиственница, яблоня, боярышник и даже редчайший канадский (краснолистный) дуб. Все это посадили и выращивали сами учёные», — отмечают представители градозащитного сообщества «Живой город».
Руководство Агрофизического института, напомним, выступает за реализацию инвестиционного проекта – предполагавшего строительство для института в качестве компенсации нового лабораторного корпуса. Но эта инициатива фактически пресечена после того, как при подготовке новых правил землепользования и застройки (ПЗЗ) на территории АФИ была зафиксирована предельно допустимая высота застройки в 25 метров (вместо ранее существовавших 42 метров) и установлена более «мягкая» территориальная зона ТД_2_2, не предусматривающая возведения высотных жилых зданий.
«Вероятно, многие знают о борьбе Правительства РФ за эффективное использование земли. Совсем недавно в защиту территории Тимирязевского сельскохозяйственного университета в Москве выступил на прямой линии с гражданами сам Президент РФ – правда, прибавил, что землю надо использовать эффективно. Что же чиновниками подразумевается под эффективностью? Жилищное строительство, оказывается. Деятельность старинного Мичуринского питомника и проведение многолетних полевых опытов в свете сегодняшнего дня, по мнению правительственной комиссии, не являются эффективными. И всё потому, что эти опыты, ценные именно потому, что они многолетние и способствуют обучению будущих агрономов и агрохимиков, осуществляются в черте города. При признании земли, принадлежащей какому-либо государственному ведомству, как используемой неэффективно, она передается, как правило, так называемому Фонду содействия жилищному строительству (РЖС) под застройку жильём. И не одноэтажным, разумеется. Почему-то использование земли является неэффективным в большинстве своём в Москве и Петербурге. Так вот, если бы 10 лет назад АФИ не приступил к реализации инвестиционного проекта, территорию, принадлежащую институту, давно бы уже отняли – такие попытки со стороны РЖС были. И ни у кого бы эта структура разрешения не спрашивала, так как земельный участок принадлежит государству, а РЖС действует от его имени», — пишет директор АФИ Виктор Якушев на сайте института.
Ранее администрация института обратилась к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой «разобраться в складывающейся ситуации» и не допустить изменения статуса участка в ПЗЗ. Это, по словам руководства, приведёт не только к срыву создания современного фитотронного комплекса, необходимого для обеспечения семенами растениеводства Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и поставит АФИ на грань выживания, так как инвестор в этом случае будет взыскивать сумму затрат, понесенных в ходе нереализованного договора – а это приведёт к банкротству института. Однако городские власти в лице КГА выдвинули идею спасения и проекта, и зелёной зоны, предложив инвестору несколько альтернативных участков под застройку.