На высокой скале в центре Хельсинки стоит старинное здание из красного кирпича с многочисленными узорами, выбитой в камне надписью Institutum Physiologicum, а также датой 1904 и большой каменной совой под крышей. Её суровый мудрый вид не случаен: здание это относится к Хельсинкскому университету, и в нем занимаются изучением человеческого мозга. Действующая ныне здесь программа «Когнитивные исследования мозга» является международной: она берёт свое начало с 1978 года, когда профессор Ристо Няятянен обнаружил явление негативности рассогласования мозга (речь идёт об автоматической фиксации мозгом изменений вокруг человека – в первую очередь, это касается звуков и изображения). После этого открытия в конце 1980-х при университете была создана первая лаборатория электроэнцефалографии. Сейчас этой темой занимаются порядка 30 научных сотрудников и студентов – в том числе из России. Они изучают то, как человеческая речь и музыка воздействуют на развитие человека в детстве — или на его реабилитацию после тяжёлых недугов в старости.
Лаборатория похожа на медицинский кабинет: гостю, который сюда заходит, становится не по себе. Вокруг стоят макеты человеческих голов: одна – в разрезе, так, что виден мозг. Ещё две – с многочисленными просверленными дырочками: это сделано для того, чтобы проиллюстрировать действие транскраниальной магнитной стимуляции — метода, позволяющего стимулировать кору головного мозга при помощи коротких магнитных импульсов. Именно таким образом – надевая на головы исследуемых людей шапочки с проводами, подходящими к разным участкам головы — здесь исследуют воздействие звуков на центральную нервную систему.
Профессор Мари Терваниеми занимается изучением влияния музыки на детей — и выводы, к которым она пришла в ходе своих исследований, бесспорно, порадуют молодых мам. Во-первых, прослушивание музыки действительно способствует развитию ребенка. А во-вторых, добиться этого не так тяжело, как кажется.
«Не обязательно посещать уроки музыки – достаточно, если ваши дети поют, танцуют, слушают музыку на дисках. При этом их внимательность уже увеличивается, растут их способности, что заметно уже в возрасте двух-трёх лет. Конечно, приветствуется, если ребенок ходит на уроки игры на инструментах, но разница становится заметной даже при меньшей степени воздействия музыки на человека. Все зависит от матери и от ребенка. Есть дети, которые не устают от прослушивания музыки, а есть те, кто любят не слушать, а петь. Нужно следовать за желаниями ребенка», — рассказала корреспонденту «Диалога» Мари Терваниеми.
Во-вторых, как рассказывает профессор, с точки зрения воздействия на мозг не обязательно слушать именно классику. «Считается, что детям надо давать разную музыку – как и при изучении языка, мы должны узнавать всё новые и новые слова. Большинство учителей подчеркивает, что лучше заниматься классикой, играть и петь без нот, по памяти, учиться играть на слух. Но вообще достаточно просто слушать музыку, которая нравится», — добавляет она.
В-третьих, научно доказано, что анекдоты про глупых альтистов, басистов и представителей других специальностей в ансамблях и оркестрах не имеют под собой оснований: «Многие дети имеют желание играть на том или ином инструменте, но для развития мозга это принципиального значения не имеет», — смеётся Мари Терваниеми.
Но самое удивительное – доказано, что дети способны узнавать музыку, которую они слушали ещё до своего рождения. То же самое касается и речи.
«Ребенок запоминает звуки, которые слышит в последний триместр беременности своей матери, -говорит профессор. – Голос своей мамы, мелодику родного языка и, конечно, музыку: мы производили измерения у младенцев с помощью ЭЭГ сразу после их рождения и четыре месяца спустя – реакция на мелодии была более выраженной у тех, кто их слышал ещё до своего рождения».
С результатами исследований финских специалистов знакомы в образовательных учреждениях Финляндии — так, в школах отказались от идеи сократить уроки музыки. Гораздо больше музыки становится на занятиях в детских садах страны. Происходит это и централизованно – например, в Хельсинки запущен проект «Музыкальная тележка», благодаря которому детские сады на месяц поочередно получают в свое распоряжение целый комплект музыкальных инструментов (ксилофоны, маракасы, барабаны). Воспитатели с легкостью превращают группу пяти-шестилеток в полноценный оркестр.
Но и на уровне частных инициатив педагоги стараются окружать детей музыкой с первых лет их жизни.
«Даже простое: «Что у нас на обед? Макароны!» — можно пропеть, а не сказать. Так и ребятам веселее, и музыки в их жизни становится больше», — говорят воспитатели.
Однако открытия, связанные с воздействием музыки на человеческий мозг, актуальны не только для детей, но и для пожилых людей, страдающих тяжелыми заболеваниями. В частности, последние научные открытия, сделанные финскими специалистами, касаются больных деменцией – актуальность этой проблемы для Европы, которая и вправду все в большей степени становится старушкой, растёт с каждым годом. Так, исследователь Теппо Сяркямё доказал, что ежедневное прослушивание музыки способствует когнитивному восстановлению мозга на начальной стадии реабилитации после перенесенного ишемического инсульта. В том исследовании приняли участие более 60 пациентов, за состоянием которых наблюдали в течение полугода. С ними проводились нейропсихологические исследования, магнитоэнцефалография и компьютерная томография.
На острой стадии пациентов разделили на три произвольные группы. Пациенты первой группы в течение двух месяцев слушали музыку, пациенты второй группы – аудиокниги, а пациенты третьей группы не слушали ничего. В результате оказалось, что у первой группы когнитивная реабилитация в участках мозга, ответственных за память и внимание, была успешнее, чем у двух других. Кроме того, они были менее подвержены депрессии и дезориентации. Было также установлено, что прослушивание музыки и аудиокниг оказывало положительное воздействие на восстановление слуховой памяти.
«Известно, что прослушивание музыки активизирует у здоровых людей обширные участки мозга, а также оказывает положительное влияние на настроение, восприятие стресса и когнитивные показатели, однако возможности воздействия музыки на процесс неврологической реабилитации ранее не исследовались», — подчеркивает Теппо Сяркямё.
Таким образом, можно констатировать, что научно доказано расхожее утверждение: музыка развивает и исцеляет. И это актуально для людей любого возраста. Так что, как говорится, «с песней по жизни»…
Алина Циопа / ИА «Диалог»