Правовые аспекты деятельности музеев обсудили на ПМЮФ
20 мая 2016 | 07:08| КультураМировые практики взаимодействия музеев с авторами, коллекционерами, бизнесом, обществом и государством в нынешнем правовом поле обсудили эксперты в ходе дискуссии «Сакральное пространство музея. Территория культуры» на площадке IV Петербургского Международного Юридического Форума.
В обсуждении приняли участие генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, доцент кафедры гражданского права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Мария Александрова, руководитель секции международных стандартов отдела культурного наследия ЮНЕСКО в отставке Гвидо Кардуччи, вице-президент, заместитель Генерального советника по юридическим вопросам Microsoft Стив Краун, председатель Суда по интеллектуальным правам Людмила Новоселова, начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая Лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Черниговская, адвокат, управляющий партнер Юридической компании «CLC», доцент кафедры уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Шатихина. Модератором круглого стола выступил специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Михаил Швыдкой.
В приветственном слове Михаил Швыдкой рассказал о смысле названия круглого стола. «В словосочетании «сакральное пространство» есть смысл – попадая в музей, любая утилитарная вещь перестает быть такой, она трансформируется, происходит переход из текущей жизни в вечность. Сегодня мы переживаем новый период, завершается или очень видоизменяется логоцентрическая цивилизация, и это повлияет на пространство музея. Сейчас музеи становятся действительно сакральным местом, потому что они хранят некую важную память», — отметил эксперт.
Михаил Пиотровский подчеркнул, что усложнение общественных, экономических, правовых отношений обострило имеющиеся угрозы для сохранения уважения музейного пространства. «На предметы культуры предпринимаются силовые атаки, памятники сознательно уничтожаются – это произошло в Сирии, Ираке, Афганистане. При этом появилась силовая защита памятников. У территории культуры есть свои особенности и их необходимо защищать. Именно память делает территорию сакральной. Если нет памяти – сакральность искусственная», — заключил генеральный директор Государственного Эрмитажа.
По мнению Гвидо Кардуччи, главными угрозами для музейного пространства продолжают оставаться разграбление и разрушение культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, а также намеренное разрушение памятников культуры. «Вооруженные конфликты все чаще носят этнический характер. И некоторые из участников считают, что необходимо уничтожать культурное наследие своих врагов», — рассказал руководитель секции международных стандартов отдела культурного наследия ЮНЕСКО в отставке. Он добавил, что культурные ценности должны защищаться и защищаются международными документами, а также национальным законодательством.
С ним согласилась Татьяна Черниговская. «Музей сохраняет нам нашу историю. Его главная роль – антропологическая. И ничто не может сравниться с уничтожением музея, даже цунами и вулканы не приносят такого разрушения», — сказала она.
Гвидо Кардуччи также отметил, что существует и третья угроза для музейного пространства — проблемы правового и экономического характера, такие как взаимодействие авторских обществ с музеями, в чьих коллекциях находятся произведения современных авторов, и понятие интеллектуальной собственности музеев. «В числе юридических угроз можно назвать иски, приобретение музеем украденного имущества. Таких исков стало больше в последние годы – они выносятся индивидуумами, государствами и бывшими колониями к бывшим колониальными державам. Поэтому музеи должны покупать только «чистые» объекты, насколько это возможно доказать на момент закупки», — подчеркнул Гвидо Кардуччи.
Людмила Новоселова особо отметила, что одной из важнейших современных проблем является неправомерное использование изображений и копий предметов культуры, с помощью которых осуществляется коммерческая деятельность. «Если ты хочешь делать деньги на объектах культуры, которые принадлежат музею, — заплати. Доход музею нужен, потому что он, в том числе, за этот счет обеспечивает свою основную деятельность», — объяснила председатель суда по интеллектуальным правам. С ней согласилась Марина Цыгулева и заметила, что в 2015 году Эрмитаж заработал 17 миллионов только на предоставлении прав воспроизведения.
Подводя итоги круглого стола, Михаил Швыдкой подчеркнул, что в современных условиях «восстания масс» музей требует защиты. «В деградирующем в силу обособления обществе, которое стало более потребительски ориентированным, культура в целом нуждается в защите», — подытожил специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству.