Многострадальный национальный парк «Ладожские шхеры», над созданием которого экологи Северо-Запада бились много лет, ещё до своего официального создания рискует лишиться части территории. По инициативе карельских властей — и, возможно, в интересах нефтяной компании «Роснефть» — из предназначенных для создания НП земель может быть изъят участок площадью 3700 гектаров. Корреспондент «Диалога» разбирался в ситуации.
Напомним, что 29 января Росприроднадзор утвердил положительное заключение государственной экологической экспертизы документов, обосновывающих создание в Северном Приладожье особо охраняемой природной территории (ООПТ) федерального значения. Тогда экологи сочли это своей победой – нужно учитывать, что готовить проект создания нацпарка начали ещё в первой половине 90-х, а в 2008 году карельские власти обратились к федеральным коллегам с ходатайством об образовании НП, но инициатива натолкнулась на сопротивление бизнеса и части местных жителей. Дело в том, что в территорию будущей ООПТ попадал ряд действующих и перспективных карьеров. Кроме того, существовали опасения по поводу возможного запрета на занятие мелкой хозяйственной деятельностью в границах этой зоны – впрочем, эти страхи не имели под собой оснований. В итоге в проект были включены только федеральные территории из лесного и водного фонда — 302 острова, земля площадью в 46 590 гектаров и 37 980 квадратных километров акватории.
Следующим шагом должно было стать постановление правительства России о создании нацпарка, однако в середине февраля по инициативе карельских властей в министерстве природных ресурсов было проведено заседание, на котором глава республики Карелия Александр Худилайнен предложил… изъять из проектной территории ООПТ участки общей площадью 3743 гектара для «размещения социально-значимых объектов». Речь идёт, согласно имеющейся информации, о полуострове Рауталахти и острове Самматсаари в северо-западной части парка.
«Проблема имеет две составляющие. Одна – биологическая: предлагается изъять участки, которые включают часть заповедной зоны. Её в парке очень мало, ведь хотя территория НП и уникальна, на ней давно жили люди, и она достаточно сильно преобразована – а хорошо сохранившихся природных комплексов там не так и много. И теперь предполагается изъять как раз один из таких кусков! Это сразу снижает – и значительно – ценность природной территории», — указывает председатель карельской природоохранной организации СПОК Ольга Ильина.
С другой стороны, территория эта находится прямо в середине парка, и при её выносе ООПТ будет разбита на две части, фактически не связанные между собой. Это, по словам Ильиной, увеличивает и степень угрозы для территории, и организационные сложности – чем больше протяжённость границы нацпарка, тем труднее её охранять. Кроме того, материалы обоснования уже прошли экологическую экспертизу, общественные слушания и другие процедуры – и они касались всей территории. Для изменения границ снова нужно проводить все эти мероприятия, а попытка исключить часть территории из состава НП постфактум, без повторного согласования и экспертиз, будет незаконной.
«Попробовать они могут, но любой арендатор, у которого отобрали право на аренду, или другой заинтересованный человек может подать в суд – и с большой вероятностью его выиграть. Территория же была изъята у лесопользователей, арендаторов лесного фонда для государственных нужд – под создание федеральной ООПТ – а сейчас получается, что у одних изъяли, а другим будут передавать. Законность этого финта вызывает много вопросов. А если снова проводить все эти процедуры, на это понадобится, по самым минимальным прикидкам, ещё полгода», — добавила Ильина.
«Сложившаяся ситуация наглядно свидетельствует, что создать ООПТ у нас в десятки раз сложнее, чем любое опасное производство. Создание национального парка «Ладожские шхеры» тянется уже более семи лет – не считая двух предшествующих попыток, которые окончились ничем. Все это время территория будущего ООПТ только сокращалась, поскольку разработчики старались учесть интересы развития Приладожья и потребности местного населения. Теперь же на территорию потянулся крупный бизнес, и если сейчас чиновники начнут кромсать проект, уже получивший заключение государственной экологической экспертизы, и вырезать куски заповедной зоны, о сохранении уникальной природы Ладожских шхер можно просто забыть. В лучшем случае мы получим огрызок, в худшем этот проект постигнет та же участь, что и два предыдущих. На мой взгляд, основная ответственность за происходящее лежит на карельских властях, которые все эти годы затягивали процесс создания парка. Бизнес как вода — стремится заполнить любой свободный объем. И то, что Ладожские шхеры, с точки зрения охраны, до сих пор находятся, по сути, в правом вакууме – прямая ответственность правительства Карелии и Минприроды РФ», — считает Алексей Травин, руководитель программ РОО «Новый экологический проект».
О том, что в Северном Приладожье будет создаваться большой оздоровительный центр, принадлежащий компании «Роснефть», глава республики Карелия Александр Худилайнен объявил ещё в октябре 2014 года. До того, на Петербургском международном экономическом форуме в мае 2014 года, было заключено соглашение о партнёрстве между «Роснефтью» и властями региона № 10. Среди прочего, «Роснефть» сообщала о готовности поучаствовать в создании туристско-рекреационного кластера «Южная Карелия».
«Роснефтью» принято решение о строительстве большого оздоровительного центра в Приладожье. Это не единственное направление сотрудничества с Карелией, мы обсудили еще не менее пяти направлений совместной работы на территории республики. Все это — результат годичной совместной работы с руководством «Роснефти», чтобы эта влиятельная финансовая организация появилась в Карелии, — сказал тогда Худилайнен.
Нынешнее решение, однако, свидетельствует о том, что Худилайнен отошёл от своей прежней позиции, которая состояла в поддержке проекта НП «Ладожские шхеры». Нынешнее его предложение ещё может быть отвергнуто на уровне собственно федерального правительства, но рассчитывать на это экологи не могут. Тем временем, жители посёлков и городов, находящихся в этом районе, начали собирать подписи под обращением к Владимиру Путину – который в своё время требовал ускорить работу по созданию национального парка «Ладожские шхеры» (в декабре 2011 года президент подписал распоряжение, предусматривавшее создание НП уже в 2012 году, но оно, как мы видим, не выполнено до сих пор).
«Предложение карельского главы, в случае его принятия, ставит под угрозу само существование создаваемого национального парка «Ладожские шхеры». Кроме того, в предложении карельского губернатора, вполне возможно, скрыта коррупционная составляющая. Наконец, идея создания парка в Карелии прошла народное обсуждение. Почему нет всенародного обсуждения изменений проекта?», — говорится в обращении к президенту страны.
«На сегодня ситуация развивается таким образом, что чем больше откладывается создание парка, тем выше вероятность разнообразных угроз. Ещё недавно о строительстве такого большого комплекса речи и не шло; буквально ненадолго затянули создание парка – и вот появилась новая опасность. Угрозы, к сожалению, только появляются, но не исчезают», — резюмирует Ильина.
Тем временем, министерство природных ресурсов и экологии пока не смогло предоставить комментария в связи с этой ситуацией. Когда появится такой ответ – или новые известия по этой проблеме – «Диалог» вернётся к теме.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»