Четверо российских спортсменов – теннисистка Мария Шарапова, фигуристка Екатерина Боброва, конькобежцы Семён Елистратов и Павел Кулижников – были обвинены в употреблении метаболического препарата милдронат (одно из коммерческих названий – мельдоний), который с 1 января 2016 года запрещён к употреблению предписанием Всемирного антидопингового агентства (WADA). Случившееся ставит под сомнение если не всю карьеру этих атлетов, то как минимум их участие в спортивных состязаниях ближайшего будущего, а в случае Шараповой – и успешный рекламный бизнес.
«Я совершила ужасную ошибку. Я подвела фанатов. Я подвела весь спорт», — заявила теннисистка на срочно созванной в Лос-Анджелесе пресс-конференции. С 12 марта она отстранена от соревнований; худшее наказание, которое может ждать её в спортивном смысле – дисквалификация на четыре года. Но случившееся уже стоило ей многомиллионных рекламных контрактов: так, на время расследования отменила все мероприятия с участием российской спортсменки компания Porsche. Швейцарская фирма TAG Heuer решила не продлевать с Шараповой спонсорское соглашение, а изготовитель спортивного обмундирования Nike приостановил аналогичный контракт.
Милдронат обнаружили в крови шорт-трекиста Семёна Елистратова: теперь он исключён из состава сборной России на чемпионате мира, который стартует 11 марта в Сеуле (Южная Корея). Елистратов и другой российский конькобежец Павел Кулижников потребовали вскрыть допинг-пробы «B», чтобы защитить своё имя. Кулижникову эта ситуация грозит пожизненной дисквалификацией, потому что ранее он уже обвинялся в употреблении запрещённых препаратов. А фигуристка Екатерина Боброва пропустит (вместе со своим партнёром Дмитрием Соловьёвым) состязания в рамках Чемпионата мира, который пройдёт в США.
При этом создатель милдроната, латыш Ивар Калвиньш (напомним, что милдронат был создан в Институте органического синтеза АН Латвийской ССР в середине 70-х годов), уже заявил, что препарат нельзя отнести к допингу, поскольку его применение не приводит к росту физической производительности у человека.
«Запрет мельдония для применения и профилактики спортсменов — это глупость и полный нонсенс. Это не допинг, а лекарство, которое защищает спортсменов в случае перегрузки, когда начинают гибнуть клетки сердца и клетки мышц. Мы рады, что люди применяют его, это около 2 миллионов человек в год, в том числе те, кто занимается спортом на разных уровнях. Я рад, что с помощью мельдония они сохраняют свое здоровье», — цитирует Калвиньша ТАСС.
В условиях повышенной нагрузки препарат восстанавливает равновесие между доставкой и потребностью клеток в кислороде, устраняет накопление токсических продуктов обмена в клетках, защищая их от повреждения. В результате применения организм приобретает способность выдерживать нагрузку и быстро восстанавливать энергетические резервы. С 2012 года это лекарство включено в России в список жизненно необходимых.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»