Первым делом еду на Моховую улицу. Где именно начинается платная парковка, показывают знаки. Паркуюсь у главного здания Театральной академии и иду к паркомату, чтобы оплатить парковку, но… сразу же неудача! На экране надпись: «Подождите, пожалуйста», но сколько я ни жду, она не сменяется никакой другой. Фотограф Андрей предполагает, что паркомату, работающему от солнечной энергии, просто не хватило солнца в пасмурный зимний день. В растерянности возвращаюсь к машине, оглядываюсь по сторонам и замечаю, что количество припаркованных на Моховой улице автомобилей с введением платы за стоянку нисколько не уменьшилось. Когда я парковалась здесь ежедневно, приезжая на учебу в академию, их было ровно столько же: на отрезок от улицы Белинского до улицы Пестеля почти в любое время находилось только 3-5 свободных мест.
Сажусь в машину и пытаюсь оплатить парковку через смс. За несколько дней до этого я останавливалась в Виленском переулке, и в отправленных сообщениях у меня остался код для оплаты. Копирую его, отправляю на номер 2722, подтверждаю платеж, и получаю в ответ: «С вашего счета было списано 60 рублей за парковку ТС (номер) в зоне 1110». Тут я понимаю, что ошиблась, думая, что «1110» — цифры, которые нужно вводить по умолчанию. Как выяснилось, это номер места, в котором припаркован автомобиль — и чтобы его узнать, нужно вернуться к паркомату, который находится в нескольких домах от меня, или скачать на телефон приложение.
Вариант с приложением кажется менее трудоемким, и я загружаю его. Однако приложение определяет мое местоположение странно – показывает, что я в учебном театре. Но я в машине. Определяю, что нахожусь в зоне 1120. Код, который нужно отправить, чтобы оплатить парковку по смс, должен выглядеть так: номер зоны*госномер машины*количество часов*категория транспортного средства. Мне наконец-то удается верно набрать сообщение. Я подтверждаю платеж и со счета списывается 60 рублей. Такова плата за часовую парковку легкового автомобиля. Для транспорта категорий А и М тариф составляет 30 рублей, а для категории С – 120 рублей в час. Кстати, как оказалось, отправлять букву «О» в ответ на сообщение «Для подтверждения платежа отправьте ответное SMS с любым текстом. Для отказа – отправьте «0»» не стоит, потому что система воспринимает «0» и «О», как одинаковые символы и отменяет платеж.
Если бы у нас разрядились телефоны и не оказалось банковской карточки, то заплатить за парковку мы бы не смогли
Мы едем дальше по Моховой. Слева, согласно карте в приложении, должен быть еще один паркомат, но я его не замечаю. Возможно, от невнимательности. Мы объезжаем квартал по улице Пестеля и Фонтанке, и оказываемся у дома 1 по улице Белинского. Здесь на одном из парковочных мест я замечаю тележки. Захожу в «Сабвей», вход в который находится прямо у этого места, но там говорят, что тележек у них нет и отправляют в соседний «Дикси».
— Здравствуйте, скажите пожалуйста, а там на парковочных местах тележки. Они ваши? – спрашиваю.
— Да, — отвечает мне сотрудница «Дикси», разгадывающая сканворд у стойки для упаковки покупок.
— А почему они там?
— Потому что машина придет.
— Но это же городские платные парковочные места…
— А что, там места нет?
— Нет.
— У нас нет других вариантов выгрузить машину.
— Но они занимают парковочное место, и я не очень понимаю, почему.
— Как почему? Потому что выгружать машину надо!
— Это во-первых! А еще это пять метров, за которые мы платим аренду. Пять метров от магазина, — появляется еще одна сотрудница «Дикси».
— Но это же платные парковочные места. Все, кто там встает, за них все платят.
— Вы платите от случая к случаю, а мы ежемесячно.
— Нет, я тоже могу платить ежемесячно, но это не значит, что я могу занять какое-то конкретное место.
— Вам что, именно это место нужно? Есть же другие места! Вам что нужно, выяснить платим мы или не платим?
— Сейчас там другого места нет. И не очень понятно, почему, когда там нет машины, там паркуются тележки, — настаиваю я.
— Мы специально тележки ставим, чтобы машина наша, когда подошла, имела возможность разгружаться. Вообще, пять метров от стены магазина до дороги – это та площадь, которую мы арендуем. И при всем при этом город еще здесь устроил платные парковочные места, и мы не можем разгрузиться.
Если сотрудницы «Дикси» обрисовали мне ситуацию полностью и раскрыли всю информацию, получается, что, организовав платные парковки, город создал магазину и некоторые препятствия. Кроме того, кажется, работницы супермаркета не до конца понимают принцип работы этой системы и путаются в нем.
«У нас парковки располагаются на уличной дорожной сети общего пользования. Соответственно, говорить, что, если вы заплатили за парковку, то вы арендовали место, юридически некорректно. То есть плата за парковку – это даже не услуга, а право разместить свое транспортное средство», — пояснили мне позже в Городском центре управления парковками.
Других парковочных мест в этой части улицы нет, поэтому мы переезжаем через Литейный и попадаем на улицу Чехова. Я останавливаю машину неподалеку от отделения полиции, и мы идем к паркомату. Он работает. Андрей вставляет в терминал банковскую карточку и немного беспокоится: «Кому я плачу – не ясно». Меню у паркомата вполне понятное, и мы запутываемся только тогда, когда надо ввести пинкод. Цифры нужно набрать на отдельной клавиатуре снизу терминала, а не на той, которая находится ближе к экрану. Паркомат выдает чек. Кстати, паркоматы не принимают наличные, поэтому если бы у нас разрядились телефоны и не оказалось банковской карточки, то заплатить за парковку мы бы не смогли. Кроме банковской для внесения денег можно использовать специальную парковочную карту. Их, как пояснил мне оператор специальной горячей линии (ее номер — 417-50-00), можно было бы купить на станциях метро «Чернышевская», «Маяковская» и «Площадь Восстания», если бы они уже не закончились.
«Парковочные карты бывают номиналом 1200 рублей с фиксированной суммой. Карта не пополняется, она одноразовая. Когда она израсходована, ее можно выкидывать. К сожалению, сейчас карты закончились. Ориентировочные сроки их появления пока точно сказать не могу, попробуйте нам позвонить в середине марта», — сказал сотрудник колл-центра.
Остается не ясным, как, проходя раз в 15 минут мимо одного и того же места, инспектор не заметил тележки, стоящие у магазина
На улице мы замечаем усатого мужчину с устройством, напоминающим планшетный компьютер с антенной. Он наводит его на автомобили и, похоже, фотографирует их. Андрей называет этого человека паркменом и говорит, что, скорее всего, он проверяет, как долго здесь стоят машины. Я догоняю мужчину и спрашиваю, так ли это.
— Нет, — строго отвечает он.
Я теряюсь: то, что он проверяет время парковки машин, в принципе, очевидно.
— Мы журналисты, и мы бы хотели…
— Я очень за вас рад, — резко обрывает меня мужчина и ускоряет шаг.
Я отстаю. Позже в Городском центре управления парковками я выясню нюансы проверки автомобилей. Оказывается, это действительно был инспектор. Кроме пеших контролеров, есть еще и те, которые ездят на машинах. Всего в пилотной зоне работает семь таких автомобилей, и их количество будет расти вместе с увеличением парковочной зоны.
«Для администрирования правонарушений в смену работают четыре пеших сотрудника парковочной инспекции и семь автомобилей парковочной инспекции. В салоне автомобиля установлен мобильный комплекс фотофиксации, в руках у пешего инспектора — переносной комплекс фотофиксации. Маршруты парковочной инспекции выстроены таким образом, что мимо каждой точки они проезжают или проходят каждые 15 минут. Ровно столько времени с момента постановки автомобиля на парковочное место дается водителю на его оплату», — рассказали в ГЦУПе.
Тут вспоминается «Дикси». В этом случае остается не ясным, как, проходя раз в 15 минут мимо одного и того же места, инспектор не заметил тележки, стоящие у магазина.
Фотографии, пояснили в Центре, инспекторы отправляют для обработки данных в специальную систему, где проверяется, корректно ли компьютер распознал номер и оплачена ли парковка.
«Парковочная инспекция только фотографирует номера припаркованных в зоне платной парковки транспортных средств. Далее фотографии, которые делает парковочная инспекция, в режиме реального времени отправляются в государственную информационную систему «Единое городское парковочное пространство Санкт-Петербурга» (ГИС ЕГПП). Также в режиме реального времени в ГИС поступают и все сведения о транзакциях по оплате парковки. Соответственно далее в обработку берутся две фотографии, сделанные с интервалом не менее 15 минут, и производится сверка на предмет наличия оплаты парковочной сессии транспортного средства с данным госномером или его наличие в реестре парковочных разрешений. В случае отсутствия платежа, формируется проект постановления об административном правонарушении», — добавила собеседница в Городском центре управления парковками.
Отвергнутые инспектором, мы возвращаемся к машине и едем на следующее парковочное место – на улице Жуковского. Здесь я пытаюсь оплатить парковку через приложение. Однако телефон выдает ошибку, сообщая, что моя машина уже припаркована: действительно, сессия на Моховой еще не завершилась. Она показана в разделе «Текущие парковки». В приложении, кстати, можно посмотреть на карте загруженность парковок, их расположение, а также местонахождение паркоматов. Также в память телефона можно добавить несколько своих автомобилей, чтобы каждый раз не вбивать их номера. Кроме того, с помощью мобильного сервиса можно посмотреть все оплаты из приложения, с сайта или через смс. Баланс здесь пополняется с карточки, то есть сначала нужно перевести деньги в приложение, а уже потом – оплатить парковку.
Получается, что из-за несогласованности систем, я была припаркована в двух местах одновременно – на Моховой и на Чехова
Я досрочно завершаю парковочную сессию на Моховой улице и пробую оплатить парковку на Жуковского снова. Нет, не получается. Тут я вспоминаю, что в пределах часа мы парковались и на улице Чехова, значит нужно отменить и эту сессию. Но как? В приложении она не отображается. Позже выяснилось, что платить в этом случае можно было только с помощью паркомата: то есть отменить сессию, оплаченную в паркомате, никак кроме как через аналогичное устройство нельзя. Получается, что из-за несогласованности систем, я была припаркована в двух местах одновременно – на Моховой и на Чехова. Пока я думаю, что делать, кончается время парковки на улице Чехова, и я оплачиваю новую сессию из приложения. Делается это просто – кнопкой «оплатить парковку» на карте. Здесь нужно либо ввести номер парковки вручную, либо выбрать нужную зону на карте. К слову, если попытаться оплатить парковку из приложения или через смс в бесплатное время (оно начинается с 20:01 и продолжается до 7:59 любого дня), то на экран выведется сообщение «Оплата прошла успешно. 0.00 рублей» и со счета спишется… 0 рублей.
Итого: Из всех возможных способов оплаты я не попробовала только сайт, но он работает по тому же принципу, что и приложение. И, пожалуй, мобильный сервис – самый удобный из вариантов: здесь достаточно функций, чтобы комфортно, не выходя из машины, получить всю информацию, которая нужна для парковки. Оплатить стоянку, кстати, можно не только на несколько часов. В продаже есть месячные и годовые абонементы. Для легковых автомобилей месячная плата составит 12000 рублей, а годовая – 108000 рублей, для мотоциклов – в два раза меньше, а для грузовиков – в два раза больше. Люди, живущие в зоне платной парковки могут купить разрешение на стоянку по льготным тарифам. В год для обладателей прав категорий А и М оно обойдется в 900 рублей, В – 1800 рублей, а С – 3600 рублей.
Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»