В понедельник, 29 февраля, состоялись общественные слушания, посвящённые проекту планировки территории на улице Гастелло, где раньше находился кинотеатр «Зенит». Там, совсем рядом с Чесменским дворцом – памятником федерального значения – сначала собирались построить 124-метровый небоскрёб, теперь же строители намерены возвести «всего лишь» 23-метровый жилой дом. Почему и этот вариант не удовлетворяет защитников места – разбирался корреспондент ИА «Диалог».
«Это строительство закрывает весь вид на институт! (здание Чесменского дворца, которое занимает Государственный университет аэрокосмического приборостроения, бывший ЛИАП – ИА «Диалог») Зачем нам это нужно? У нас в Питере и так уже всё застроено!» — возмутился в самом начале слушаний местный житель Вячеслав Литвинов. «Я правильно понимаю, что вы выступаете против данного строительства?» — уточнил ведущий. «Все возражают!» — загудел зал.
Напомним, что в 2006 году участок с кинотеатром «Зенит» был продан компании «Ликострой» (входящей в холдинг «Конрад», который принадлежит главе Азербайджанской национально-культурной автономии в Санкт-Петербурге Вагифу Мамишеву). Здание снесли в 2008 году. Собственно, сейчас стройплощадка пребывает ровно в том же виде, какой корреспондент «Диалога» видел её ровно шесть лет назад, фотографируя это место: синий забор окружает поросшее травой поле с неглубокой ямой. Только фасады расположенного напротив Чесменского дворца за это время успели отреставрировать. Зато за истекшие годы успел претерпеть изрядную эволюцию предполагаемый проект того, что планируется построить вместо кинотеатра. Сначала это был 124-метровый небоскрёб (кстати, Градостроительный совет, рассматривая инициативу в 2007 году, поразительным образом не высказал никаких нареканий по поводу появления в этом месте, посреди охранной зоны Чесменского дворца, гигантского здания), но его строительство позже было отменено: осенью 2010 года так решил городской суд.
Теперь же выдано и разрешение на строительство, но уже – семиэтажного жилого дома. На этой фазе протестовать «в лоб» против возведения дома уже достаточно сложно, противникам этого проекта пришлось сосредоточиться в основном на других вопросах, через которые можно было бы добиться изменения проекта или всё-таки его отмены. Одной из таких тем стал вопрос о парковочных местах. Как пояснил главный архитектор ООО «СМУ-19» Александр Краевский, жителями нового здания могут стать около 500 человек, в школах района потребуется выделить примерно 61 место, в детских садах – 28. Проектом предусмотрена организация вокруг дома парковок, а также строительство подземной стоянки – этот вопрос и вызвал бурное обсуждение.
«Правилами землепользования и застройки (которые регламентируют, среди прочего, и обеспеченность жилых домов парковочными местами – ИА «Диалог») предусматривается необходимость в 94 парковочных местах. Также предполагается устройство подземного паркинга на 149 машиномест», — рассказал Краевский, представляющий проектировщика.
«Мы здесь собрались потому, что мы выступаем против строительства рядом с Чесменским дворцом, но сегодня обсуждается, к сожалению, не сам вопрос о строительстве, а проект планировки, который для этого нужен. Здесь не было сказано самое главное – для чего этот проект нужен. А необходим он для того, чтобы установить схему благоустройства для участка № 7 по улице Гастелло. Дело в том, что разрешением на строительство предусмотрено возведение здания с отступами 0 метров. Это значит, что никаких тротуаров и элементов благоустройства размещать на участке застройщик не будет. Именно для этого путём сужения улицы Гастелло – то есть захвата проезжей части – предусматривается такой проект планировки: вместо проезжей части будут размещены тротуары и объекты благоустройства. Почему это незаконно? В части самого участка 7 это незаконно потому, что здесь охраняется система композиционно завершённых открытых городских пространств – это закон Санкт-Петербурга «О границах зон охраны». Несмотря на то, что здесь зона регулирования застройки ЗРЗ-2, она предполагает, что здесь сохраняется система благоустройства, которая включает в себя проезжую часть», — заявил представитель градозащитной группы ЭРА Николай Лаврентьев.
По его словам, в материалах проекта планировки не было больших схем территориальной зоны ТР2 и зоны Р2 (зоны зелёных насаждений, прописанные в Правилах землепользования и застройки – ПЗЗ – и Генплане соответственно – ИА «Диалог»). Эти границы проходят по середине улицы, и проектом планировки, по словам Лаврентьева, устройство стоянок (вернее, урегулирование уже существующих фактически парковок) предусматривается на территории зоны ТР2 – а это не разрешается градостроительным регламентом. На этом основании активист предложил не утверждать проект планировки в таком виде, поскольку он нарушает градостроительный регламент, и отправить документ на доработку.
На это представитель проектировщика ответил, что таков способ отображения зонирования в материалах, а улично-дорожную сеть никто не изымал. «По нормативам для магистрали районного значения достаточно двух полос в одну сторону. Проектом предусматривается три полосы в каждом направлении, и одна полоса организовывается в парковочное пространство», — заявил Краевский.
Раскритиковали местные жители и проект подземной парковки. «Это утопия, что там можно построить стоянку на 149 мест – там проходит линия метро, вы не построите два этажа под землёй. И тогда у вас не хватит парковочных мест – а тогда, как обычно у нас говорят, нужно будет ставить машины «на территории квартала». Вы хотите сейчас эти парковочные места создать, проект утвердить – и тогда вам не нужно будет уменьшать габаритные конструкции строящегося дома. То, что вы сейчас пытаетесь узаконить такой проект – это коррупционная схема, причём в Московском районе такое происходит уже давно. С тех пор, как был принят новый генеральный план, у нас появилась тенденция: когда застройщику необходимо реализовать грандиозный проект, квартал делят на два, и в ту часть, где должен появиться высотный дом, относят все зелёные насаждения, и по нормативам этой «зелёнки» хватает. А то, что все остальные жители остаются без зелени и без возможности дополнительного благоустройства, уже никого не интересует», — заявила жительница соседнего квартала Татьяна Кондраткова.
Таким образом, от частного жители Московского района (многие из которых в той или иной форме занимаются противодействием этому проекту на протяжении без малого десяти лет) снова перешли к общему. Активист движения «Красивый Петербург» Анатолий Канюков указал на то, что за проектом стоят в первую очередь экономические интересы – значит, задача тех, кто борется против его реализации, в том, чтобы сделать его невыгодным для инвестора. Это задача-минимум, а конечная цель – положить конец практике переписывания законов под крупные проекты. И сейчас – в отличие от ситуации, существовавшей несколько лет назад – у тех, кто воюет против уплотнительной застройки, есть более мощная поддержка во властных структурах. С одной стороны, Смольный уже не столь безоговорочно, как во времена правления Валентины Матвиенко, ориентирован на строительный комплекс, с другой – в Законодательном Собрании прибыло полку депутатов, которые оказывают поддержку градозащитным инициативам. Один из таких законодателей пришёл и на вчерашние слушания, причём намекнул на возможность довольно радикальных действий.
«Я благодарен жителям, которые ко мне пришли в прошлом году и заострили внимание на том, что что-то здесь будет строиться. Сегодня в этом зале присутствует глава района – значит, вопрос действительно важный. Я был возмущён тем, что разрешение на строительство получено, а проекта планировки нет. У жителей в чистом виде воруют по полосе с каждой стороны. Задача депутата – защищать интересы жителей до хрипоты, а если надо – то и до драки… А глава администрации, которого я знаю много лет, всегда на вашей стороне. Мы, если надо, и Московский проспект перекроем, и Невский. Самое главное – это открытость, и меня удручает, что всё было сделано за вашей спиной – и за моей, ведь мне только потом рассказали мои помощники, что было выдано разрешение на строительство, хотя территория этого не позволяет», — отметил депутат ЗС Вячеслав Нотяг.
Он указал, что компания Вагифа Мамишева купила землю, и отнять право собственности у неё никто не может. Прошло 10 лет с тех пор, как земля была продана, и разбираться с условиями этой продажи было бы чрезвычайно сложно, поэтому дальнейшие действия должны лежать в иной плоскости.
«Вам, администрации, не стыдно десять лет сопротивляться гласу народа? Вам бы собраться, сказать – «мы разобьём здесь (на месте неиспользуемой стройплощадки – ИА «Диалог») сквер, сделаем рекреационную зону ТР2 – и мы сохраним дворец XVIII века!» — заявила местная жительница Ирина Богуш. В зале зазвучали аплодисменты. Были предложения построить на этом месте детский сад, которых в районе не хватает, или новый корпус музея обороны Ленинграда. Отменить проект вовсе, как нарушающий обязательства России перед ЮНЕСКО, ведь панорама Московского проспекта в этом районе входит в список объектов, относящихся к объекту Всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников». «Все ваши выступления и замечания будут занесены в протокол»…
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»