Нынешний 2016-й объявлен годом российского кино. Петербургские специалисты производственной и образовательной отрасли поделились своими мнениями о том, чего не хватает российскому кинематографу, и какие меры можно было бы предпринять в этой связи. Корреспондент «Диалога» слушал их и делал свои выводы.
Кино не хватает поддержки – эту достаточно очевидную истину озвучил глава киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин. Но речь не только о поддержке государства – директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексей Тельнов добавил, что речь идёт и о поддержке зрительской. А для этого, в свою очередь, необходима… помощь государства, потому что в стране необходимо открыть больше кинотеатров, в которые бы пошёл массовый зритель – и тогда вся система должна заработать без постоянной подпитки со стороны государства.
«Не секрет, что зритель отдаёт предпочтение иностранным картинам, и уж тем более игнорирует документальные фильмы. Государство должно уделять внимание вопросу о строительстве новых площадок, а зрителя нужно воспитывать. Что касается производства, то есть хорошие фильмы, которые никто особо не видел и не увидит – с этим нужно что-то делать», — отметил Тельнов.
По словам Пичугина, этот вопрос уже обсуждался с правительством – и определённые результаты уже есть. Например, министерство культуры выделило средства на создание и реконструкцию кинотеатров в малых и средних городах. Дело в том, что средства, затрачиваемые на производство ленты, могут быть возвращены только при показах в кинотеатрах: ни продажа прав на телетрансляцию, ни реализация DVD-дисков, ни платные скачивания фильмов в Интернете заполнить эту нишу не могут. По оценке Пичугина, если в стране будет в три раза больше кинозалов, чем сейчас (и они будут пользоваться спросом), то отрасль «встанет на ноги». Соответственно, государству (в лице правительства и минкульта) нужно поддерживать не только кинопроизводство, но и другой конец цепочки.
«Поддержка государства достаточно мала, и субсидии от государства на всё кинопроизводство страны сейчас составляют столько же, сколько в хорошие времена получал один «Ленфильм». Почему-то сокращено количество дебютов, хотя именно дебютные работы позволяют найти не только достойного, талантливого режиссёра, но и ещё много кого из мастеров, которые должны пополнять коллективы. В этом году, надеюсь, такая тенденция прекратится, и мы вернёмся к хорошей практике, когда дебютные работы в достаточном объёме поддерживались министерством культуры. Мы разговаривали с министром, он нас услышал, и на Госсовете объявил, что будет увеличена поддержка дебютов. В 2014 году их было поддержано 15, а в прошлом году – всего три, для страны это мало. Какой бы хорошей ни была теория, и какие бы замечательные люди её ни преподавали, но обучающийся режиссуре должен пройти «по земле» — от ассистента, помощника, до полноценного режиссёра», — сказал Пичугин.
Гендиректор «Ленфильма» добавил, что сложное художественное произведение – это целый большой комплекс, в создании которого участвую до 30 различных экспертиз. Например, работа по созданию исторического фильма даёт работу художникам, историкам, костюмерам, при создании любой картины нужны инженеры. Поэтому российский кинематограф – не «вишнёвый сад», неспособный генерировать экономический эффект, а потенциально прибыльная отрасль экономики.
«Ещё одна существующая негативная тенденция – это нехватка сценаристов. Нельзя создать увлекательное, интересное – и прибыльное – кино, если нет хорошего сценария. Тех, кто их создаёт, должно быть во много раз больше, чем сейчас, но государственная работа в этой области устроена так, что внимание уделяется в первую очередь другим сферам кинопроизводства», — отметил кинорежиссёр Сергей Овчаров, заведующий кафедрой режиссуры Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКИТ). Алексей Тельнов указал и на другую проблему: телеканалы, даже центральные, платят слишком мало за права на трансляцию фильмов.
Добавим, что порядка 50 миллионов россиян живут в населённых пунктах, где нет и никогда не было кинозалов. Пичугин отметил, что в России сейчас более 1500 постоянных кинотеатров, но в Советском Союзе, например, к 1987 году их было 4865 (и до 150 тысяч киноустановок, в основном размещённых в «передвижках»). Распространение видеомагнитофонов, затем – DVD и, наконец, широкополосного доступа в Интернет привело к резкому снижению популярности кино. Экономические трудности также привели к резкому снижению посещаемости кинозалов. В итоге, по совокупности всех этих факторов, вышло так, что если в СССР каждый гражданин за год ходил в кино в среднем 19 раз, то уже в 1993 году в России этот показатель сократился почти в 10 раз – до 2 киносеансов в год на человека.
При этом просто восстанавливать существовавшие когда-то практики и надеяться на то, что это принесёт отдачу даже в нынешних условиях, Пичугин и его коллеги не предлагают. По словам гендиректора «Ленфильма», его вдохновляет опыт «народного кино». Например, в Якутии на всю республику с миллионом населения и территорией в пять Франций есть целых семь кинотеатров, но даже в них половину репертуара составляют ленты местного производства, снятые на любые гаджеты – от мобильных телефонов до зеркальных фотоаппаратов. «При бюджете, скажем, в 200 тысяч рублей такой фильм может собрать около 2 млн рублей в прокате», — заметил Пичугин. И это не чисто местное явление: например, общероссийскую известность приобрёл кинопроект «28 панфиловцев», на который через Интернет удалось получить около 35 млн рублей – и в мае он должен выйти на экраны.
Итак, главным рецептом успеха для российского кино можно считать всемерное развитие кинотеатров, сохранение до поры до времени государственной поддержки, и… просто упорную работу. По словам Пичугина, повсеместно действует формула, по которой лишь 8-10 процентов всех снятых фильмов имеют большой и долгий успех. Даже в «золотой коллекции» «Ленфильма» — около 120 лент, хотя за историю студии она выпустила более 1500 фильмов, так что это соотношение примерно одинаково и в Голливуде, и в Болливуде, и в России.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»