В пятом павильоне киностудии «Ленфильм» во вторник участники Балтийского научно-инженерного конкурса демонстрировали свои проекты. В грандиозном научном мероприятии участвовали школьники 8–11 классов, которые представляли свои первые научные проекты. Как рассказали корреспонденту «Диалога» организаторы, на этот раз в Петербург приехали более 350 школьников из 47 регионов России, а также из Белоруссии, Украины и Казахстана.
«Среди членов жюри – более 25 докторов наук и 50 кандидатов наук, члены научного жюри – 120 человек; огромное учительское жюри, молодёжное жюри, в которое входят победители конкурсов прошлых лет… И, конечно же, бизнес-жюри, которое будет награждать лучшие проекты уже по своим критериям. Естественно, что ребята, которые к нам приехали, мотивированы для занятий наукой, но любое событие такого ранга, как Балтийский научно-инженерный конкурс, позволяет им совершенно по-другому ощутить свои научные достижения. Ведь если взрослые будут неравнодушны к первым научным проектам школьников, к их перспективам научного творчества, мы добьёмся самого главного… Ведь эти ребята – наше будущее: они будут продолжать традиции нашей науки. Мы – настоящее и прошлое, а они – грядущее; поэтому Балтийский конкурс и проводится каждый год в Петербурге», — рассказал глава оргкомитета БНИК, директор Лаборатории непрерывного математического образования Илья Чистяков.
Заявок, по его словам, было прислано очень много – более полутора тысяч. В полуфинал допущены 558 из них, а из этого числа были выбраны около 280 проектов (269 из которых и представлены в Петербурге). В город приехали 350 человек, так как некоторые проекты – плод коллективного труда. Юные инженеры и учёные представили свои разработки: и теоретические, и практические, уже воплощённые, что называется, в металле и программном коде. Среди этих идей – система мониторинга и тушения торфяных пожаров, ионолёт, настольный лазерный 3D-сканер… Одно из самых необычных устройств – самодельная лазерная арфа… и создал её 12-летний ученик московской школы № 285 Александр Сенюков. Корреспондент «Диалога» прогулялся по выставке проектов – которая была открыта для общественности, к сожалению, на протяжении всего лишь одного часа – и побеседовал с некоторыми молодыми изобретателями.
«Я сконструировал шестиосевого робота-манипулятора. Почему я выбрал такую клишированную тему? Дело в том, что такие роботы небольшой грузоподъёмности серийно почти не производятся. Ещё два года назад из каталогов пяти крупнейших робототехнических компаний исчезли роботы с грузоподъёмностью до 300 граммов, что фактически ставит крест на автоматизации мелких предприятий – и в нашей стране, в принципе, тоже. Поэтому я решил создать своего робота, который был бы доступен в изготовлении любому мелкому предприятию, который можно было бы реконфигурировать, а при необходимости – объединять несколько единиц для выполнения сложных операций. Мой робот – практически стандартный шестиосевой робот-манипулятор, похожий на антропоморфную руку со сферической кистью. После того, как я разработал всего робота в CAD-системе Autodesk Inventor, я просчитал его прочностные характеристики, напечатал его на своём 3D-принтере (который я тоже сам сконструировал), и создал плату управления. После этого написал программный код, который удобен в модификации и взаимодействии с будущим оператором робота. Вы задаёте точку, к которой должен подойти робот, а также ориентацию хвата в градусах – и он уже автоматически просчитывает и выполняет эту траекторию», — рассказал ученик 11-го класса московского лицея № 1502 Олег Зобов.
Что интересно – среди авторов проектов, представленных на конкурс, оказалось много девушек. Не большая часть, конечно, и всё-таки меньше половины, однако присутствие их в таком количестве сразу разбивает устоявшееся представление о том, что естественные науки и инженерная работа – удел исключительно мужской, а если девочки и тяготеют к каким-то естественным наукам, то разве что к биологии. Корреспондент «Диалога» побеседовал с одной из юных изобретательниц – Эллой Набиевой из школы № 88 города Тюмени.
«Мой проект – автомный роботизированный комплекс, или робот-предвестник. Как мы знаем, большой ущерб наносят антропогенные и природные катастрофы: взрывы на нефтепроводах и газопроводах, неполадки на насосных станциях, лесные пожары, метели, ливни. Это происходит потому, что специалистам не всегда удаётся заранее узнать о подобных происшествиях; поэтому я и создала робота, который способен им помочь – предвестника, который выполняет три основные функции. Первая – мониторинг погодных условий (то есть АРК работает как мобильная метеостанция); вторая – обеспечение природоохранной функции (он предупреждает о неблагоприятных явлениях, получая показания с датчиков и передавая информацию в центр управления); третья – мониторинг состояния окружающей среды в местах хозяйственной деятельности человека. Робот питается за счёт солнечной батареи, двигается, имеет датчики направления и скорости ветра, температуры, влажности, осадков, содержания углекислого газа в воздухе», — рассказала она.
Победители БНИК, которых назовут (и наградят) 4 февраля, отправятся в составе российской команды в США для участия во Всемирном смотре-конкурсе научных достижений школьников Intel Science Engineering Fair (ISEF). Напомним, что Балтийский научно-инженерный конкурс проводится в Петербурге с 2005 года; его организаторы – университет ИТМО и фонд «Время науки».
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»